Контакты:

1.      Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Медиарынок» являются:

·           определение специфики функционирования современного медиарынка;

·           создание у студентов четкого представления о сущности, целях, задачах работы редактора на каждом из этапов редакционно-издательского процесса при подготовке газеты, журнала;

·           формирование у студентов умений и навыков анализа потенциально предназначаемого для публикации в периодическом издании произведения, редакторской обработки соответствующего авторского оригинала, разработки концепции будущего периодического издания и проектирования отдельного выпуска уже выходящего в свет.

Задачи освоения дисциплины:

·           определение современных рыночных стратегий предприятий СМИ;

·           получение навыков разработки концепции периодического издания и его отдельного выпуска; оценки авторского оригинала с позиций учета этой концепции; совершенствования произведения;

 

 

2.      Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата

 

Дисциплина «Медиарынок» относится к числу профессиональных учебных дисциплин вариативной части базового цикла (Б3) основной образовательной программы бакалавриата.

Дисциплина взаимосвязана логически и содержательно-методически со следующими дисциплинами и практиками ОП:

·        Информационные технологии в издательском деле

·        Экономика

·        Печатные и электронные средства информации

·        Основы редактирования

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих за ней дисциплин:

· Маркетинговые исследования медиарынка

· Социология СМИ

· Основы дизайна СМИ

 

 

3.      Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

В результате освоения дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:

 

Код компетенции

Результаты освоения ОП

Содержание компетенции

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

ОПК-1

Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности

·                    знать:

- российское законодательство в области средств массовой информации;

основные информационно-коммуникационные технологии

·             уметь

решать профессиональные задачи, учитывая основные компоненты современной информационной и библиографической культуры

·             владеть

навыками использования информационно-коммуникационных технологий

ПК-7

Способность выявлять потребительский спрос на издательскую продукцию и оценивать конъюнктуру рынка

·         знать

- специфику покупательского спроса на разные виды и типы периодических изданий

·         уметь

- анализировать ситуацию на рынке периодических изданий;

- прогнозировать перспективы продвижения конкретного издательского проекта на медиарынок

·         владеть

- навыками разработки концепции изданий с учётом конъюнктуры рынка

 

4. Структура и содержание дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, т.е. 108академических часов.

Очное отделение: 108 академических часов, из них 72 часа – самостоятельная работа студентов. Дисциплинаизучается на втором курсе в четвёртом семестре:лекции– 1 час в неделю (18 часов), практические занятия– 1 час в неделю (18 часов), форма контроля – зачёт.

Очно-заочное отделение: 108 академических часов, из них 80 часов – самостоятельная работа студентов. Дисциплина изучается на третьем курсе в пятом семестре:лекции– 0,5 час в неделю (10 часов), практические занятия – 1 час в неделю (18 часов), форма контроля – зачёт.

 

 

Содержание разделов дисциплины

1.Введение в дисциплину. Современный российский медиарынок.

Общая характеристика курса и рекомендуемая литература. Медиарынок и его значение в общественной жизни. Задачи преподавания курса «Медиарынок», структура курса, основные разделы. Источники.

Понятие рынка в экономических и общественных науках. Теоретические подходы к исследованию медиарынка как социально- экономического явления: теория отраслевых рынков, социология рынков, маркетинговый анализ рынков.

Нормы в журналистской деятельности. Этика. Журналистская этика. Правовые нормы. Профессиональные этические нормы журналистики. Три вида творчества в журналистике. Организационно-управленческое творчество редактора. Организаторская деятельность журналистов.

 

2. Медиарынки как отраслевые рынки.

Элементы теории отраслевых рынков. Понятие отраслевого рынка

 

3. Типология медиарынка

Классификация отраслевых рынков: по типу, по временным основаниям. Структура отраслевого рынка. Необходимость государственного регулирования отраслевых рынков.

 

4. Методы исследования медиарынков.

Качественные и количественные методы. Аналитико-документальные опросные методы. Статистический анализ медиаиздания. Мониторинговый анализ содержания СМИ: мониторинг печатных материалов. Метод экспертной оценки. Методы статистической обработки данных при анализе медиарынков. Анализ построения трендов в развитии медиарынков.

Маркетинговый подход к исследованию рынков. Комплекс маркетинга. Маркетинговый анализ медиарынков. Использование инструментов стратегического маркетинга в анализе медиарынков. Примеры использования стратегического маркетинга в практике российских СМИ.

 

5. Место и роль СМИ в обществе

Место и роль СМИ в обществе. Роль журналистики в жизни общества  и влияние СМИ на общественное сознание. Понятие глобальной информации. Формирование СМИ в ментальности общества. Тенденции изменения в экономической, политической, социальной   и духовной сфер общества. СМИ сегодня. Аспекты, связанные с основными функциями СМИ.

 

6. Современные рыночные стратегии предприятий СМИ

Формирующийся кластер индустрии  содержания. Парадокс разнообразия СМИ.

 

7. Современные тенденции развития журнального и газетного рынка в России

Типология современных российских печатных периодических изданий. Формирование типов издания. Изменение в структуре и характере печатных изданий. Современные подходы к структуре и формированию изданий. Российский рынок периодической печати. Доклады межотраслевой конференции.

 

8. Экономическая медиаполитика зарубежных стран         

Определение медиаэкономики. Ключевые понятия медиаэкономики. Параметры экономики СМИ. СМИ – рынок товаров и услуг. Конкуренция СМИ на рынке содержания. Конкуренция СМИ на рынке свободного времени

 

 

5. Образовательные технологии

 

Методика преподавания дисциплины «Медиарынок» и реализация компетентностного подхода в изложении и восприятии материала предусматривает использование следующих активных и интерактивных форм проведения групповых, индивидуальных, аудиторных занятийв сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся:

участие в «круглых столах» (в рамках практических занятий);

участие в мастер-классах специалистов отрасли;

работа в команде при выполнении отдельных заданий.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

В процессе обучения используются следующие оценочные формы самостоятельной работы студентов, оценочные средства текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций – указаны в приложении 3.

 

6.1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

 

6.1.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

В результате освоения дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

Код компетенции

В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать

ОПК-1

Способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности

ПК-7

Способностью выявлять потребительский спрос на издательскую продукцию и оценивать конъюнктуру рынка

В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса.

 

6.1.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения дисциплины (модуля), описание шкал оценивания

 

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю).

ОПК-1 - способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности

Показатель

Критерии оценивания

2

3

4

5

знать:

- российское законодательство в области средств массовой информации;

основные информационно-коммуникационные технологии

 

Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний: российского законодательства в области средств массовой информации;

основных информационно-коммуникационных технологий

 

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  российского законодательства в области средств массовой информации;

основных информационно-коммуникационных технологий. Допускаются значительные ошибки

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний: российского законодательства в области средств массовой информации;

основных информационно-коммуникационных технологий

, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

 

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний: российского законодательства в области средств массовой информации;

основных информационно-коммуникационных технологий, свободно оперирует приобретенными знаниями

 

уметь:

решать профессиональные задачи, учитывая основные компоненты современной информационной и библиографической культуры

 

Обучающийся не умеет или в недостаточной степени умеет решать профессиональные задачи, учитывая основные компоненты современной информационной и библиографической культуры

 

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих умений:  правильно решать профессиональные задачи, учитывая основные компоненты современной информационной и библиографической культуры.

Допускаются значительные ошибки

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих умений: решать профессиональные задачи, учитывая основные компоненты современной информационной и библиографической культуры. Умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих умений: решать профессиональные задачи, учитывая основные компоненты современной информационной и библиографической культуры.

Свободно оперирует приобретенными умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.

 

владеть:

навыками использования информационно-коммуникационных технологий

Обучающийся не владеет или  в недостаточной степени владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий

Обучающийся владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий в неполном объеме, допускаются значительные ошибки

Обучающийся частично владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий. Навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки

Обучающийся в полном объеме владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий, свободно применяет полученные навыки в ситуациях повышенной сложности.

 

ПК-7 - способность выявлять потребительский спрос на издательскую продукцию и оценивать конъюнктуру рынка

Показатель

Критерии оценивания

2

3

4

5

знать:

- специфику покупательского спроса на разные виды и типы периодических изданий

 

Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний: специфики покупательского спроса на разные виды и типы периодических изданий

 

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  специфики покупательского спроса на разные виды и типы периодических изданий.

Допускаются значительные ошибки

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний: специфики покупательского спроса на разные виды и типы периодических изданий, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

 

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний: специфики покупательского спроса на разные виды и типы периодических изданий, свободно оперирует приобретенными знаниями

 

уметь:

- анализировать ситуацию на рынке периодических изданий;

- прогнозировать перспективы продвижения конкретного издательского проекта на медиарынок

 

Обучающийся не умеет или в недостаточной степени умеет - анализировать ситуацию на рынке периодических изданий;

- прогнозировать перспективы продвижения конкретного издательского проекта на медиарынок.

 

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих умений:  -анализировать ситуацию на рынке периодических изданий;

- прогнозировать перспективы продвижения конкретного издательского проекта на медиарынок.

Допускаются значительные ошибки.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих умений: - анализировать ситуацию на рынке периодических изданий;

- прогнозировать перспективы продвижения конкретного издательского проекта на медиарынок.

Умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе умений на новые, нестандартные ситуации.

 

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих умений: - анализировать ситуацию на рынке периодических изданий;

- прогнозировать перспективы продвижения конкретного издательского проекта на медиарынок.

Свободно оперирует приобретенными умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.

 

владеть:

- навыками разработки концепции изданий с учётом конъюнктуры рынка

Обучающийся не владеет или  в недостаточной степени владеет навыками разработки концепции изданий с учётом конъюнктуры рынка

Обучающийся владеет навыками  разработки концепции изданий с учётом конъюнктуры рынка в неполном объеме, допускаются значительные ошибки

Обучающийся частично владеет навыками разработки концепции изданий с учётом конъюнктуры рынка. Навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях

Обучающийся в полном объеме владеет- навыками разработки концепции изданий с учётом конъюнктуры рынка, свободно применяет полученные навыки в ситуациях повышенной сложности.

 

 

 

Форма промежуточной аттестации: зачет.

Промежуточная аттестация обучающихся в форме зачёта проводится по результатам выполнения всех видов учебной работы, предусмотренных учебным планом по данной дисциплине (модулю), при этом учитываются результаты текущего контроля успеваемости в течение семестра. Оценка степени достижения обучающимися планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) проводится преподавателем, ведущим занятия по дисциплине (модулю) методом экспертной оценки. По итогам промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено».

К промежуточной аттестации допускаются только студенты, выполнившие все виды учебной работы, предусмотренные рабочей программой по дисциплине «Медиарынок»: прошли устный опрос, приняли активное участие в проведении круглого стола, выступили с докладом, выполнили и представили  творческое задание.

 

Шкала оценивания

Описание

Зачтено

Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Студент демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.

Не зачтено

Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Студент демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, студент испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.

 

Фонд оценочных средств представлены в приложении 2 к рабочей программе.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

7.1. Основная литература

1.                         Интернет в России: состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой доклад [Электронный ресурс] / под ред. К.Р. Казаряна. – Москва: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016. – Режим доступа: http://fapmc.ru/slabovid/activities/reports.html (дата обращения: 22.08.2016)
2.                         Радиовещание в России в 2016 году: состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой доклад [Электронный ресурс] / под ред. О.Я Ермолаевой. – Москва: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016. – Режим доступа: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/radio.html (дата обращения: 22.08.2016)

3.                  Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой доклад [Электронный ресурс] / под ред. В.В. Григорьева. – Москва: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016. – Режим доступа: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/pechat.html (дата обращения: 22.06.2016)

4.                  Телевидение в России в 2015 году: состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой доклад [Электронный ресурс] / под ред. Е.Л. Вартановой. – Москва: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016. – Режим доступа: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/television-in-russia.html (дата обращения: 22.08.2016).

 

7.2. Дополнительная  литература

1.              Книжный рынок России: состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой доклад [Электронный ресурс] / под ред. В.В. Григорьева. – Москва: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016. – Режим доступа: http://fapmc.ru/slabovid/activities/reports.html (дата обращения: 22.05.2016).

2.                  Российская полиграфия: состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой доклад [Электронный ресурс] / под ред. В.В. Григорьева. – Москва: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016. – Режим доступа: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/poligrafiya.html (дата обращения: 22.06.2016).

 

7.3. Программное обеспечение

MicrosoftOfficeСтандартный 2007 (word, excel, powerpoint).

7.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

сайт Российской книжной палаты – www.bookchamber.ru

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1.      Лекционная аудитория, оснащенная проектором для демонстрации слайдов, экраном и звуковым  комплексом (учебный корпус, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Спасская,  д.4/6; ауд. 4307; 4206);

2.      Переносной проектор для демонстрации слайдов при чтении лекций (BENQ);

3.      Ноутбук для демонстрации слайдов при чтении лекций (существующие альтернативы: ASUS, ACER, HP);

4.      Аудитории для проведения практических занятий (учебный корпус, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Садовая –Спрасская,  д. 4/6; ауд. 4307, 4206, 4302, 4303);

9. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Изучение дисциплины предполагает посещение лекций и практических занятий. Аудиторная работа дополняется самостоятельной работой, носящей исследовательский и творческий характер. Перед посещением каждой лекции и практического занятия необходимо ознакомиться с рекомендованными источниками. В ходе практических занятий планируются выступления студентов с электронными презентациями, подготовленными отдельными студентами или группами студентов, и их совместное с преподавателем обсуждение. 

Практические занятия, посвящённые анализу текущей ситуации (основных трендов и прогнозов) на отечественном и мировом медиарынке проводятся на базе статистических кейсов в дискуссионной форме, в формате «круглых столов».

По курсу сдается зачёт, допуск на который получают студенты, успешно выполнившие все задания, предусмотренные рабочей программой.