Контакты:


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 «Редакторская подготовка изданий»

 Направление подготовки

42.03.03 «Издательское дело»

 Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Цели освоения дисциплины

- создание у студентов системных представлений о методах и приемах подготовки изданий по отраслям знаний;

- формирование у студентов представлений о специфике работы редактора над изданиями по отраслям знаний различных видов;

- формирование у студентов знаний о теоретических основаниях, определяющих характер работы редактора над изданиями по отраслям знаний.

- обучение студентов методам разработки концепции, модели и проекта издания, навыкам формирования конкретных научных, научно-популярных, информационных, учебных и справочных изданий;

- овладение студентами приемами отбора произведений отраслевой литературы, работы с автором, организации творческого коллектива, участвующего в подготовке издания;

- обучение студентов навыкам формирования и подготовки аппарата издания по различным отраслям знаний.

Работа редактора над учебным изданием

Видо-типологическая характеристика учебных изданий. Учебные издания как целостный комплекс. Их дифференциация по целевому назначению и читательскому адресу. Государственные образовательные стандарты как основа содержания учебных изданий.

Подготовка учебного издания. Требования к программно-методическим, обучающим, вспомогательным, учебно-методическим изданиям. Работа редактора над обучающими изданиями (учебником, учебным пособием, конспектом лекций).Обучающее издание как система знания. Обучающее издание как дидактическая система. Работа редактора над учебником. Особенности школьного и вузовского учебников. Специфика учебников, определяемая типом учебного заведения, формой образования, характером учебного предмета. Требования к содержанию, справочному аппарату, аппарату ориентации, аппарату усвоения. Работа над композицией и языком учебника. Работа над иллюстративным материалом.

Редакторская подготовка изданий для детей

Интересы читателей-детей различных возрастных групп. Особенности восприятия литературных произведений. Социальные функции изданий для детей.       

Понятия «детская литература», «литература для детей», «круг детского чтения». Классификация читателей-детей по возрастам. Психофизиологические особенности детей. Педагогическая составляющая детской литературы. Коммуникативные, управленческие, познавательные обучающие, эстетические функции изданий детской литературы.

Типологическая характеристика литературы для детей. Критерии редакторской оценки произведений различных видов.

Детская литература как особый комплекс литературных произведений. Предмет, целевое назначение, читательский адрес литературы для детей.  Особенности литературно-художественной и познавательной литературы для детей. Задачи редактора при подготовке к изданию произведений для детей. Воспитательный аспект детской литературы.

Критерии редакторской оценки содержания, композиции  языка и стиля произведений для детей.       

Оценка композиционных приемов в соотнесении с сюжетом и поступками героев. Стилеобразующие факторы детского произведения. Нормативность языка как обязательное условие содержания произведений для детей. Употребление терминов в познавательной литературе для детей.

Современное состояние детского книгоиздания.

Основные издательства, выпускающие литературу для детей. Характеристика массива изданий «Детской литературы», «АСТ», «ДРОФА», «РОСМЭН», «Самовар», «Компас Гид», «Август», «ОГИ» и др. Организационно-функциональная структура выпуска изданий для детей. Профессиональные задачи редактора детской литературы. Тенденции детского книгоиздания.

Особенности выпуска литературно-художественных и познавательных изданий для детей.        Подготовка к изданию произведений фольклора, литературных сказок, фэнтези, детективов. Жанровые особенности художественных произведений. Подготовка к изданию познавательной литературы для детей. Характеристика научно-художественных, научно-популярных, справочных развивающих изданий. Планирование эффекта воздействия познавательной информации с помощью приемов занимательности.

Принципы подготовки редактором иллюстрированного издания для детей и книжки-картинки.          

Особенности иллюстрирования детских книг. Опыт иллюстрирования художников-классиков: Билибин, В.Лебедев, М.Митурич, В.Сутеев, Н.Чарушин, Ю.Васнецов. Концепция иллюстрирования изданий для детей разных возрастов. Книжка-картинка как вид изоиздания. Приемы редакторской подготовки книжки-картинки. Критерии редакторской оценки иллюстраций в книгах для детей дошкольного возраста.

Элементы научно-справочного аппарата издания для детей.

Особенности формирования справочного аппарата.     Аппарат в изданиях для детей как средство повышения восприятия содержания. Алфавитный указатель, указатель рекомендуемой литературы, примечания, комментарии в изданиях различных видов. Основные требования к отдельным материалам. Оценка качества справочного аппарата.

Редакторская подготовка фотоизданий.

Задачи выпуска фотоизданий.                                        

Формирование фотоизданий под воздействием развития фотоискусства. Влияние фотоинформации на развитие общественного сознания. Становление издательской деятельности, традиции и новаторство. Современное состояние выпуска фотоизданий в России. Роль редактора в определении тематики изданий.

Фотография   как видообразующая составляющая фотоизданий.       Изобразительно-выразительные элементы языка фотографии, существенные для формирования фотоповествования. Особенности содержания фотоматериалов. Система приемов, с помощью которых создается художественный образ. Свойства фотографии в аспекте содержания и формы. Композиционные элементы внутри отдельного снимка. Приемы построения изображения, влияющие на раскрытие замысла снимка. Изобразительные возможности фотографии при выделении тех или иных объектов изображения. Способы композиционного решения для получения изобразительного акцента на объекте изображения, который должен доминировать. Оценка правильности выбора композиции отдельного снимка в структуре фотоизложения.

Жанры фотопубликаций.   

Жанровая характеристика фотопубликаций, составляющих основу фотоиздания. Особенности снимков в жанре натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая фотография. Выявление методов и приемов создания снимков различных жанров, оценка их выразительных свойств в процессе редакторского анализа. Характерные черты жанров фотопубликаций, которые могут стать основой содержания фотоиздания: фотокорреспонденция, секвенции, фоторепортаж, фотоочерк, фотосерия.

Методика редакционно-издательской подготовки фототоизданий. Концепция редакторской подготовки фотоизданий. Функции редактора.

Этапы редакционно-издательского процесса выпуска фотоизданий. Критерии редакторской оценки заявки, сценарного плана, поразворотного кадроплана. Приемы отбора снимков из архивов, и работа редактора с фотографом в съемочный период. Методика отбора отснятого материала и взятого из архивов. Анализ и оценка отдельного снимка, оценка всего фотоматериала, предназначенного для фотоиздания. Система критериев оценки содержания и композиции отдельных фотографий и произведений, входящих в фотокомпозицию. Закономерности размещение кадров на развороте. Оценка редактором фактической основы визуальных фрагментов, их упорядоченности и соподчиненности. Формирование и оценка редактором узловых, а затем второстепенных фрагментов. Оценка редактором разворотов.

Подготовка рабочего макета издания.     

Особенности создания художником рабочего макета и оценка редактором монтажа фотоповествования. Методика организации процесса подготовки монтажа фотопубликаций с точки зрения воздействия на читателя-зрителя отдельных монтажных фраз. Повествовательный монтаж. Ритмический монтаж. Параллельный монтаж. Условия, необходимые для взаимодействия кадров на полосе, развороте, во фрагменте.

Подготовка и редактирование текстового ряда.

Оценка редактором текстового ряда во взаимодействии с фоторядом. Работа редактора над аппаратом фотоизданий.

Редакторская подготовка рекламных изданий.

Рекламный текст как объект работы редактора.

Рекламный текст как разновидность текстов рациональной и эмоциональной направленности. Жанры рекламных текстов.

Специфика подачи материала в рекламных текстах. Способы выделения и объективирования языковыми, графическими и иллюстративными средствами уникального торгового предложения. Аргументация в рекламе.

Реклама в прессе как объект редакторского анализа.

Критерии оценки эффективности и правила составления рекламной заметки, рекламного интервью, рекламного отчета, рекламного репортажа, рекламной корреспонденции, рекламной статьи, рекламной рецензии, рекламного комментария, рекламного обзора, рекламной зарисовки и рекламного очерка.

Основные составляющие рекламного текста:

·        фирменный знак (логотип)

·        слоган

·        заголовок

·        основной рекламный текст

·        рекламные реквизиты

·        иллюстрация и графические элементы

·        фирменный стиль

Языково-стилистические ресурсы рекламного обращения:

·        специфика стиля рекламы

·        изобразительно-выразительные средства рекламного текста

·        речевые фигуры

·        читаемость рекламного текста.

 

Темы курсовых работ

 по дисциплине  Редакторская подготовка изданий

-Репертуар издательства «Логос» по издательскому делу и журналистике. Редакторский аспект.

-Особенности редакторской подготовки издания переводной литературы (на примере конкретного издания 2013-2016 гг.).

-Литературно-художественные серии в репертуаре современных российских издательств. Редакционно-издательский аспект.

-Соотношение основного содержания и рекламы в СМИ. Редакторский аспект.

-Специфика подготовки аппарата учебного издания для средней общеобразовательной школы.

-Работа редактора над комплектом учебного издания для начальной школы (на примере издательств Дрофа, Просвещение – по выбору студента).

-Опыт редакторской подготовки фотоальбомов (на примере издательства «Планета»).

- Формирование репертуара фотоизданий краеведческой тематики. Редакторский аспект.

- Редакторская подготовка фотокниг (на примере издательства «Лики России»).

 

 

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ

Написание курсовой работы с ее последующей защитой является важнейшей формой СРС по дисциплине "Редакторская подготовка изданий" в 7 семестре обучения и представляет собой  завершающий этап изучения данной дисциплины перед сдачей итогового экзамена.

Целью курсовой работы является проверка уровня теоретической подготовленности студента по дисциплине "Редакторская подготовка изданий" и его умения применять полученные знания при выполнении практических задач и делать объективные выводы.

Структура, содержание и возможные варианты курсовой работы по дисциплине "Редакторская подготовка изданий" подробно описываются в разделе 5.6 настоящей рабочей программы. Результаты защиты курсовой работы учитываются при определении итогового рейтинга по дисциплине "Редакторская подготовка изданий" в 7 семестре обучения (см. п.6 настоящей рабочей программы).

Оформление курсовой работы должно соответствовать требованиям ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Основные положения данного ГОСТ заключаются в следующем:

-                    Курсовая работа должна находиться в папке со скоросшивателем. Листы работы не должны быть вставлены в файлы, так как это затрудняет проверку.

-                    Текст курсовой работы печатается на стандартных листах формата А4 на компьютере шрифтом гарнитуры Times New Roman кеглем 14 пунктов через 1,5 интервала.

-                    Текст курсовой работы следует печатать с соблюдением следующего размера полей:

1.                   левое – 30 мм;

2.                   правое – 10 мм;

3.                   верхнее – 20 мм;

4.                   нижнее – 20 мм.

-                    Величина абзацного отступа – 1,25 сантиметра. Выравнивание текста в пределах абзаца – по ширине. При наборе текста допускается использование функции автоматической расстановки переносов.

-                    Нумерация страниц курсовой работы производится арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки и начинается с титульного листа, но на самом титульном листе номер страницы не проставляется.

-                    Заголовки структурных элементов курсовой работы «СОДЕРЖАНИЕ», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатаются жирным шрифтом прописными буквами и записываются с абзацного отступа с новой страницы. Разделы нумеруются арабскими цифрами (точка после номера раздела не ставится), а их наименование печатается жирным шрифтом прописными буквами с абзацного отступа. Выравнивание заголовков разделов работы следует делать по левому краю. Номера подразделов включают номер раздела и порядковый номер соответствующего подраздела в рамках раздела, разделенные точкой. После номера подраздела перед его заголовком точку не ставят. Заголовки подразделов печатаются строчными буквами, выделяются жирным шрифтом и записываются с абзацного отступа. Выравнивание заголовков подразделов курсовой работы производится по левому краю.

-                    Таблицы следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Таблицы в курсовой работе следует нумеровать арабскими цифрами в пределах раздела. Номер таблицы в этом случае состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы в разделе, разделенных точкой. Название таблицы должно отражать её содержание, быть точным и кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с её номером через тире. Точка в конце названия таблицы не ставится. При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица», её номер и название указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» или «Окончание» и указывают номер таблицы. При переносе таблицы на другую страницу заголовок (шапку) таблицы помещают только над её первой частью.

-                    Рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки в курсовой работе следует нумеровать арабскими цифрами в пределах раздела. Номер рисунка в этом случае состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка в разделе, разделенных точкой. Название рисунка должно отражать его содержание, быть точным и кратким. Название рисунка следует помещать под рисунком по центру в одну строку с его номером через тире. Точка в конце названия рисунка не ставится.

-   При написании курсовой работы обязательно делать ссылки на используемые литературные источники и нормативно-правовой материал. Ссылки на содержащиеся в библиографическом списке источники оформляются непосредственно по тексту контрольной работы в квадратных скобках с указанием номера источника в библиографическом списке и страниц, на которых содержится цитируемый материал. В начале списка литературы указываются нормативно-правовые документы, далее - библиографические источники (книги, брошюры, газетные и журнальные статьи и т.п.) в алфавитном порядке фамилий их авторов.

Оформление библиографического списка должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления".

-   Курсовая работа должна содержать:

-        титульный лист;

-        содержание;

-        основную часть;

-        библиографический список.

-   Курсовая работа обязательно подписывается бакалавром на титульном листе перед сдачей её преподавателю.

Учебники для подготовки по дисциплине:

Редакторская подготовка изданий [Электронный ресурс] : учебник / С. Г. Антонова, В. И. Васильев, И. А. Жарков, О. В. Коланькова, Б. В. Ленский, Н. З. Рябинина, В. И. Соловьев; под общ. ред. Антоновой С. Г. – URL : http:// www.hi-edu.ru/e-books/xbook082.

Мжельская Е. Л. Современное книгоиздание для детей [Текст] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности издательское дело и редактирование / Е.Л. Мжельская. – М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2011. – 120 с.

Мжельская Е. Л. Фоторедактирование: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Е. Л. Мжельская. — Москва : Аспект-Пресс, 2013. — 171с.