Contacts:

1. Целями освоения дисциплины «МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ИЗДАНИЯ» являются:


  • формирование основ теоретического знания, характеризующих современные издательские стратегии в электронной среде;
  • формирование системных представлений о современном состоянии и тенденциях развития электронного издательского дела (в том числе мультимедийного);
  •  формирование теоретических основ, необходимых для работы редактора над мультимедийным контентом (медиапродуктом); мультимедийным изданием.

 

Задачами освоения дисциплины являются:

  • владение навыками организации и проведения научно-прикладных исследований отечественного и зарубежного рынков электронных изданий (в том числе мультимедийных);
  • тестирование онлайновых международных (глобальных) и российских платформ самопубликаций (self-publishing) для создания цифровых книг;
  • владение основными технологиями и творческими инструментами (конструкторами, сервисами и пр. интернет-платформами) для создания мультимедийного контента / медиапродуктов: лонгридов, приложений, анимированных обложек, инфографики и пр.
  •  владение технологиями монтажа видео контента на различных платформах (видео редакторах, студиях анимации) при создании буктрейлеров, анимированых роликов и пр.;
  •   тестирование платформ (сервисов, веб-движков) для создания интерактивных электронных книг / interactive eBooks или интерактивных электронных книжных приложений / interactive eBook apps;
  • обучение методам разработки концепции, модели и проекта мультимедийного издания и их реализации в реальных условиях редакционно-издательского процесса;
  •  владение навыками мультимедийного сторителлинга и режиссуры мультимедийной истории;проектирование мультимедийного издания и тестирование на специальных интернет-платформах, в том числе с помощью специальных приложений;
  • формирование навыков профессиональной оценки качества редакционной подготовки мультимедийных изданий, мобильных приложений;
  • владение рекламно-маркетинговыми приемами продвижения интерактивных книжных приложений. 

2. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина «Мультимедийные издания» является составным элементом профессионального  цикла магистерской программы. Дисциплина изучается студентами во втором семестре первого курса для получения квалификации (степени) магистр.

Логически и методически изучение дисциплины связано с базовыми знаниями, полученными при изучении курсов «Инновационные технологии в издательском деле», «Маркетинг-менеджмент в издательском деле», «Издательские стратегии», «Управление издательскими проектами», «Контент-редактирование». Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате изучения курсов «Книга и периодика в мировом медиапространстве» . 

Результаты обучения используются при преподавании дисциплины «Культура книгоиздательского дела: Традиции и современность», «Интегрированные маркетинговые коммуникации в издательском деле» при прохождении научно-исследовательской и производственной практики и написании магистерской диссертации.

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате освоения дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:

Код компетенции

Результаты освоения ОП

Содержание компетенции*

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине**

УК-4.

 

Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия

Знать: современное состояние и тенденции развития электронного издательского дела (в том числе мультимедийных изданий/приложений);

Уметь: проводить научные исследования в области электронного издательского дела; анализировать основные тенденции развития отечественного и зарубежного рынков электронных изданий;

Владеть: навыками организации и координации работы при подготовке мультимедийного проекта.

ПК-2

Способен организовывать и координировать процесс создания  медиапродукта любого уровня сложности в разных медиа

Знать: различные механизмы формирования репертуара электронных изданий (в том числе мультимедийных изданий/приложений), особенности и задачи его реализации в программах издательств.

Уметь: выявлять актуальный спрос населения на электронную издательскую продукцию и определять пути его обеспечения путем реализации различных издательских программ;

формировать и реализовать различные стратегии на рынке электронных изданий (в том числе мультимедиа изданий): издательские, рекламно-маркетинговые и пр.

Владеть: навыками организации и координации работы при подготовке мультимедийных изданий (интерактивных книг и книжных приложений); навыками инновационного менеджмента при подготовке и выпуске мультимедийных изданий.

ПК-4

Способен осуществлять редакторскую деятельность любого уровня сложности в разных типах медиа и координировать редакционно-издательский процесс

Знать: теоретические основы подготовки мультимедийных (интерактивных) издательских проектов.

Уметь: профессионально оценивать качество редакционной подготовки электронных изданий (в том числе и мультимедийных).

Владеть: навыками редакторской подготовки электронных изданий различных типов и видов;

навыками разработки концепции, модели и проекта мультимедийного (интерактивного) издания/приложения и их реализации в реальных условиях редакционно-издательского процесса;

 

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 академических часов (из них 36 – самостоятельная работа студентов). Дисциплина «Мультимедийные издания» изучается на втором курсе первого семестра: лекций – 18 час., практических занятий – 90 час., самостоятельная работа – 36 час., контроль промежуточной аттестации – 36 час. Форма итогового контроля – экзамен.

Структура и содержание дисциплины «Мультимедийные издания»  по срокам и видам работы отражены в Приложение 1.

 Содержание тем (разделов) дисциплины

Тема 1. Введение в дисциплину. Общая характеристика курса, его цели и задачи. Место изучаемой дисциплины в системе других дисциплин, формирующих профессиональные качества современного редактора-издателя, работающего в условиях рыночной экономики и интенсивного развития новых инфо-коммуникационных технологий. Компетенции, вырабатываемые в процессе обучения. Рекомендуемая литература. Структура курса и методика его изучения. Общая сравнительная характеристика глобальных трендов развития издательского дела печатного и цифрового.

Тема 2. Медиа и мультимедиа. Типы и виды мультимедиа. Мультимедийный контент. Медиасреда и основные понятия в теории цифровых медиакоммуникаций. Основные направления приложения мультимедиа (общая характеристика). Основные направления развития мультимедийного рынка (общая характеристика).

Тема 3. Книговедческий статус понятий электронная книга и электронное издание. Предыстория развития электронных книг как компактных устройств (ebook devices), т.н. ридеров. Медиа революция (i-Pad –революция). Основные трактовки понятия «электронная книга». Цифровые форматы. Форматы электронных книг.

Тема 4. Электронные издания, их основные виды согласно стандартам СИБИД. Типология и аппарат электронных изданий согласно стандартам СИБИД. Мультимедийные издания как вид (разные дефиниции в стандартах СИБИД). Депозитарий электронных изданий. Обязательный экземпляр (ОЭ) печатного издания в электронной форме. Современные тенденции развития электронного издательского дела.

Тема 5. Структура рынка цифрового книгоиздания. Self-Publishing (SP) – авторские и издательские платформы самопубликаций (генезис, типы SP, творческие и технологические аспекты, современное состояние). Цифровой self-publishing: зарубежные и российские платформы/сервисы. UGC в издательском деле. 

Тема 6. Мобильные приложения, их определения. Основные виды приложений. Рынок мобильных приложений. Конструкторы приложений (платформы, функционал и возможности). Юзабилити приложений. Приложения как продукт издательского бизнеса. Особенности библиографического описания приложений.

Тема 7. Инновационные мультимедийные издания. Гибридные издательские проекты – печатные книги с приложениями. Медиакниги (мультимедиа книги) с использованием технологий видео-мэппинга (3D-mapping). Книги с эффектом дополненной реальностью (augmented reality books, AR-books). Общая характеристика книг с дополненной реальностью / AR-books: их целевое назначение и читательский адрес. Технологии дополненной реальности в издательском бизнесе. Обзор инновационных проектов AR-books на российском рынке. Перспективы развития AR.            

Тема 8. Новое поколение цифровых книг (интерактивных мультимедийных изданий). Проектирование интерактивных мультимедийных изданий: учебных, иллюстрированных изданий (фотоальбомов, кулинарных книг и пр.). Интерактивные электронные книги (interactive eBooks) или интерактивные книжные приложения (interactive ebook apps). Обзор инновационных (интерактивных) проектов цифровых книг: стратегии выпуска и продвижения. Веб-редакторы или веб-движки для создания интерактивных книг. Платформы для создания мультимедийных изданий (учебных) и образовательных ресурсов. 

Тема 9. Книжная обложка в цифровую эпоху. Анимированные книжные обложки. Кинетическая типографика / анимированная типографика / динамические титры. Синемаграфия в медиабизнесе. Моушн дизайн: перспективы развития.

Тема 10. Инфографика как одна из форм информационного дизайна: Конструкторы (инструменты или сервисы) создания инфографики. Инфографика в периодических изданиях. Книжные проекты в инфографике.

Тема 11. Лонгриды как мультимедийный формат (определение, история формата). Технологии создании лонгридов: от планирования до продвижения. Мультиплатформенность как тренд при создании мультимедийных форматов (медиапродуктов). Платформы или конструкторы медийных форматов. Режиссура мультимедийной истории. 

Тема 12. Инновационные мультимедийные проекты. Мультимедийный (цифровой) сторителлинг и его разновидности. Трансмедийный сторителлинг. Режиссура мультимедийных проектов. Монтаж в кинематографии как художественный прием (базовые монтажные правила, виды монтажа). Мультимедийная журналистика. Иммерсивная журналистика. Инновационные форматы журналистского контента с использованием AR- и VR-технологий. 

Тема 13. Digital Humanities / Цифровая гуманитаристика и Big Data /Большие данные. Теоретические основы цифровой архивации. Стратегии актуализации культурного наследия.

Тема 14. Авторское право в интернете. Из истории авторского права в Рунете (основные прецеденты). Creative commons (творческие общины) и идеи копилефта. СС-лицензии. Концепция интернет-вещей. Понятие личной собственности в эпоху цифровой экономики.


5. Образовательные технологии 

При освоении дисциплины помимо традиционных лекций и практических занятий предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий:

– подготовка докладов по дисциплине, как правило, сопровождающихся электронными презентациями, подготовленными отдельными обучающимися или группами студентов;

– участие в «круглых столах» (в рамках практических занятий);

– участие в мастер-классах специалистов отрасли;

–  работа в команде при выполнении отдельных творческих заданий.

– использование интернет-технологий для поиска информационных и аналитических материалов по теме курса и выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);

– использование новых цифровых и в целом инновационных технологий для тестирования различных интернет-платформ, конструкторов  и сервисов для создания мультимедийных проектов и пр.

– экскурсии в издательства.

– экскурсии на мультимедийные выставки.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 

В процессе обучения используются следующие оценочные формы самостоятельной работы студентов, оценочные средства текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций:

- подготовка докладов (эссе);

- подготовка творческих заданий и мультимедийных проектов.

Оценочные средства текущего контроля успеваемости включают комплект заданий по темам для контроля освоения обучающимися разделов дисциплины при подготовке ими докладов, творческих заданий.

Комплект заданий по  темам докладов, вопросы к экзамену приведены в приложении 2.

6.1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) 

6.1.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы


В результате освоения дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

Код компетенции

В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать

УК 4.

 

Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия

ПК-2

Способен организовывать и координировать процесс создания  медиапродукта любого уровня сложности в разных медиа

ПК-4

Способен осуществлять редакторскую деятельность любого уровня сложности в разных типах медиа и координировать редакционно-издательский процесс

 

В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса.

 

6.1.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения дисциплины (модуля), описание шкал оценивания

 

УК 4 - Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия

 

Показатель

Критерии оценивания

 

2

3

4

5

 

знать: современное состояние и тенденции развития издательского дела (в том числе мультимедийных изданий, приложений)

Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний: современное состояние и тенденции развития издательского дела (в том числе мультимедийных изданий, приложений)

 

 

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний: современного состояния и тенденций развития издательского дела (в том числе мультимедийных изданий, приложений). Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний  современного состояния и тенденций развития издательского дела, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:

современного состояния и тенденций развития издательского дела (в том числе мультимедийных изданий, приложений),

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения в изложении доминирующих тенденций развития издательского дела; демонстрации практических редакционно-издательских навыков.

 

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний: основных тенденций современного развития издательского дела (в том числе мультимедийных изданий, приложений)

 

уметь: проводить научные исследования в области электронного издательского дела; анализировать основные тенденции развития отечественного и зарубежного рынков электронных изданий

 

 

Обучающийся не умеет или в недостаточной степени умеет 

проводить научные исследования в области электронного издательского дела; анализировать основные тенденции развития отечественного и зарубежного рынков электронных изданий.

 

 

 

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих умений:

проведения  научных исследований в области электронного издательского дела; анализа основных тенденции развития отечественного и зарубежного рынков электронных изданий

изданий (в том числе мультимедийных изданий, приложений).

 Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность умений по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании умениями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих умений:

проведения  научных исследований в области электронного издательского дела; анализа основных тенденции развития отечественного и зарубежного рынков электронных изданий

приложений).

Умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе умений на новые, нестандартные ситуации.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих умений:

профессионального проведения  научных исследований в области электронного издательского дела; анализа основных тенденции развития отечественного и зарубежного рынков электронных изданий

Свободно оперирует приобретенными умениями, применяет их в ситуациях различной степени сложности.

 

 

владеть:

навыками организации и координации работы при подготовке мультимедийного проекта.

 

 

 

Обучающийся не владеет или в недостаточной степени владеет

навыками организации и координации работы при подготовке мультимедийного проекта.

 

 

Обучающийся владеет  навыками организации и координации работы при подготовке мультимедийного проекта.

, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность владения навыками по ряду показателей. Обучающийся испытывает значительные затруднения при применении навыков в новых ситуациях.

Обучающийся частично владеет навыками организации и координации работы при подготовке мультимедийного проекта.

Навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе умений на новые, нестандартные ситуации.

 

 

Обучающийся в полном объеме владеет навыками организации и координации работы при подготовке мультимедийного проекта,

свободно применяет полученные навыки в ситуациях различной степени сложности.

 

 

 

ПК-4 Способен осуществлять редакторскую деятельность любого уровня сложности в разных типах медиа и координировать редакционно-издательский процесс

 

Показатель

Критерии оценивания

 

2

3

4

5

 

знать:

теоретические основы подготовки мультимедийных (интерактивных) издательских проектов.

.

 

Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

теоретических основ подготовки мультимедийных (интерактивных) издательских проектов.

 

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний: 

теоретических основ подготовки мультимедийных (интерактивных) издательских проектов.

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний  по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний: теоретических основ подготовки мультимедийных (интерактивных) издательских проектов, но допускаются незначительные ошибки и неточности.

 

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний: теоретических основ подготовки мультимедийных (интерактивных) издательских проектов, свободно оперирует приобретенными знаниями.

 

 

уметь:

профессионально оценивать качество редакционной подготовки электронных изданий (в том числе и мультимедийных).

 

Обучающийся не умеет или в недостаточной степени умеет профессионально оценивать качество редакционной подготовки электронных изданий (в том числе и мультимедийных).

 

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих умений:  профессионально оценивать качество редакционной подготовки электронных изданий (в том числе и мультимедийных).

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность умений, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании умениями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих умений:

профессионально оценивать качество редакционной подготовки электронных изданий (в том числе и мультимедийных

Умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе умений на новые, нестандартные ситуации.

 

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих умений:

профессионально оценивать качество редакционной подготовки электронных изданий (в том числе и мультимедийных).

Свободно оперирует приобретенными умениями, применяет их в ситуациях разной степени сложности.

 

владеть:

навыками редакторской подготовки электронных изданий различных типов и видов; навыками разработки концепции, модели и проекта мультимедийного (интерактивного) издания/приложения и их реализации в реальных условиях редакционно-издательского процесса

Обучающийся не владеет или  в недостаточной степени владеет

навыками редакторской подготовки электронных изданий различных типов и видов; навыками разработки концепции, модели и проекта мультимедийного (интерактивного) издания/приложения и их реализации в реальных условиях редакционно-издательского процесса

Обучающийся владеет навыками редакторской подготовки электронных изданий различных типов и видов; навыками разработки концепции, модели и проекта мультимедийного (интерактивного) издания/приложения и их реализации в реальных условиях редакционно-издательского процесса в неполном объеме, допускаются значительные ошибки. Обучающийся испытывает значительные затруднения при применении навыков в новых ситуациях.

Обучающийся частично владеет

навыками редакторской подготовки электронных изданий различных типов и видов; навыками разработки концепции, модели и проекта мультимедийного (интерактивного) издания/приложения и их реализации в реальных условиях редакционно-издательского процесса.

Навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе умений на новые, нестандартные ситуации.

 

Обучающийся в полном объеме владеет навыками редакторской подготовки электронных изданий различных типов и видов; навыками разработки концепции, модели и проекта мультимедийного (интерактивного) издания/приложения и их реализации в реальных условиях редакционно-издательского процесса, свободно применяет полученные навыки в ситуациях разной степени сложности. 

 

ПK-2 Способен организовывать и координировать процесс создания  медиапродукта любого уровня сложности в разных медиа

Показатель

Критерии оценивания

2

3

4

5

Знать: различные механизмы формирования репертуара электронных изданий (в том числе мультимедийных изданий/приложений), особенности и задачи его реализации в программах издательств.

 

Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

различных механизмов формирования репертуара электронных изданий (в том числе мультимедийных изданий/приложений), особенностей и задач его реализации в программах издательств.

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний: 

различных механизмов формирования репертуара электронных изданий (в том числе мультимедийных изданий/приложений), особенностей и задач его реализации в программах издательств. Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний  по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:

различных механизмов формирования репертуара электронных изданий (в том числе мультимедийных изданий/приложений), особенностей и задач его реализации в программах издательств,

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

 

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний: различных механизмов формирования репертуара электронных изданий (в том числе мультимедийных изданий/приложений), особенностей и задач его реализации в программах издательств; свободно оперирует приобретенными знаниями.

 

уметь:

выявлять актуальный спрос населения на электронную издательскую продукцию и определять пути его обеспечения путем реализации различных издательских программ;

формировать и реализовать различные стратегии на рынке электронных изданий (в том числе мультимедиа изданий): издательские, рекламно-маркетинговые и пр.

 

Обучающийся не умеет или в недостаточной степени умеет выявлять актуальный спрос населения на электронную издательскую продукцию и определять пути его обеспечения путем реализации различных издательских программ;

формировать и реализовать различные стратегии на рынке электронных изданий (в том числе мультимедиа изданий): издательские, рекламно-маркетинговые и пр.

 

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих умений:  по выявлению актуального спроса населения на электронную издательскую продукцию и определению путей его обеспечения путем реализации различных издательских программ;

по формированию и реализации различных стратегий на рынке электронных изданий (в том числе мультимедиа изданий): издательские, рекламно-маркетинговые и пр.

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность умений, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании умениями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих умений:

по выявлению актуального спроса населения на электронную издательскую продукцию и определению путей его обеспечения путем реализации различных издательских программ;

по формированию и реализации различных стратегий на рынке электронных изданий (в том числе мультимедиа изданий): издательские, рекламно-маркетинговые и пр.

Умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе умений на новые, нестандартные ситуации.

 

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих умений: по выявлению актуального спроса населения на электронную издательскую продукцию и определению путей его обеспечения путем реализации различных издательских программ;

по формированию и реализации различных стратегий на рынке электронных изданий (в том числе мультимедиа изданий): издательские, рекламно-маркетинговые и пр. Свободно оперирует приобретенными умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.

 

Владеть: навыками организации и координации работы при подготовке мультимедийных изданий (интерактивных книг и книжных приложений); навыками инновационного менеджмента при подготовке и выпуске мультимедийных изданий.

Обучающийся не владеет или  в недостаточной степени владеет навыками организации и координации работы при подготовке мультимедийных изданий (интерактивных книг и книжных приложений); навыками инновационного менеджмента при подготовке и выпуске мультимедийных изданий.

Обучающийся владеет (но не в полном объеме) навыками организации и координации работы при подготовке мультимедийных изданий (интерактивных книг и книжных приложений); навыками инновационного менеджмента при подготовке и выпуске мультимедийных изданий.. Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность владения навыками по ряду показателей. Обучающийся испытывает значительные затруднения при применении навыков в новых ситуациях.

Обучающийся частично владеет

навыками организации и координации работы при подготовке мультимедийных изданий (интерактивных книг и книжных приложений); навыками организации и координации работы по рецензированию авторских заявок и авторских оригиналов; навыками инновационного менеджмента при подготовке и выпуске мультимедийных изданий.. Навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе умений на новые, нестандартные ситуации.

Обучающийся в полном объеме владеет навыками организации и координации работы при подготовке мультимедийных изданий (интерактивных книг и книжных приложений); навыками инновационного менеджмента при подготовке и выпуске мультимедийных изданий. свободно применяет полученные навыки в ситуациях разной степени сложности.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература: 

1. Гришин А. А. Электронные издания: терминология, типология, статистика и рынок сбыта : обзорная информация / А.А. Гришин, А.Ю. Самбурова, К.М. Сухоруков ; Рос. кн. палата. – Москва : Бук Чембер Интернэшнл, 2012. – 202 с.

2. Дженкинс, Генри. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа / Генри Дженкинс. – М.: Группа компаний «РИПОЛ классик», 2019. – 384 с.

3. Зимина Л. В. Анимированные цифровые книжные обложки // Румянцевские чтения – 2018: Библиотеки и музеи как культурные и научные центры: историческая ретроспектива и взгляд в будущее: К 190-летию со времени основания Румянцевского музея / Материалы международной научно-практической конференции. Российская государственная библиотека, Библиотечная Ассамблея Евразии; сост. Е.А. Иванова. Часть 1. – М.: Пашков дом, 2018. – С. 289 – 295.    URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 04.04.2020).

4.  Зимина Л В. Буктрейлеры в системе рекламно-маркетинговых коммуникаций книжного дела // Известия вузов / Проблемы полиграфии и издательского дела. 2012. № 2. С. 170–179. URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 04.04.2020).

5. Зимина Л. В. Культурная конвергенция: Новые медиа и издательский бизнес // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. N5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 377 –  382. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-konvergentsiya-novye-media-i-izdatelskiy-biznes; URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23338721_46375405.PDF (дата обращения: 04.04.2020).

6. Зимина Л. В. Книжная обложка как интерсемиотическая интерпретация в цифровую эпоху // Библиография и книговедение. – 2020. – №1. – С. 138 – 156.

7. Зимина Л. В. Маркетинговые стратегии издательств в социальных медиа // Известия вузов / Проблема полиграфии и издательского дела. 2015. № 2. С. 70-79. URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 04.04.2020).

8.  Зимина Л. В. Проект Google Arts & Culture: Стратегии актуализации культурного наследия // Румянцевские чтения – 2019. Ч.1 = The Rumyantsev readings – 2019. Pt. 1 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (23-24 апр. 2019) : [в 3 ч.] / Министерство культуры РФ, Российская гос. б-ка, Библ. Ассамблея Евразии ; [сост. Е. А. Иванова и др.]. – Москва : Пашков дом, 2019. С. 298 – 303. URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 04.04.2020).

9.     Зимина Л. В. Самостоятельные публикации, или селф-паблишинг в контексте современного книгоиздания // Известия вузов / Проблемы полиграфии и издательского дела. 2017. № 6. C. 40 – 52. URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 04.04.2020).

10.   Зимина Л. В. Self-Publishing: Авторские и издательские интернет-платформы самопубликаций // Знак: Проблемное поле медиаобразования. 2017. N3 (25). C. 135 – 142. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/self-publishing-avtorskie-i-izdatelskie-internet-platformy-samopublikatsiy   (дата обращения: 04.04.2020)

11.  Интернет-СМИ: Теория и практика /под ред. М. М. Лукиной : учеб. пособ. — М.: Аспект- Пресс, 2010. — 348 с.

12.   Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2018 году: отраслевой доклад под общ. ред. В.В. Григорьева – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2019. – 84 с. URL: http://www.fapmc.ru/mobile/activities/reports/2019/pechat2/main/custom/0/text_files/file/Bookmarket-2019=itog.pdf (дата обращения: 04.04.2020).

13. Кульчицкая Д. Ю. Лонгриды в онлайн-СМИ / Д. Ю. Кульницкая, А. А. Галустян. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 80 с.

14. Медиаконвергенция, которая изменила мир? [электронный ресурс] // Сб. ст. к открытой сессии по медиаконвергенции / под ред. М.С. Корнева. М.: РГГУ, 2014, 137 с. < http://www.slideshare.net/mkornev/ss-33893336>.

15.  Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 414 с. – ISBN 978-5-7598-1189-3 (в пер.).

16.   Онлайн публикации // Современное книгоиздание. Сб. материалов по проекту «Повышение квалификации специалистов издательского дела стран Восточной Европы и Центральной Азии, 2009-2011 гг.» — М.: ШКИМБ, 2010. – С. 228 – 231.

17.   Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2018 году : доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2019/pechat3.html (дата обращения: 04.04.2020).

18.  Российское телерадиовещание и Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2018: доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2019/teleradio.html (дата обращения: 04.04.2020).

19.   Book: A Futurist’s Manifesto: Essays from the Bleeding Edge of Publishing Book /ed. by Hugh McGuire and Brian O’Leary. – Boston, Massachusetts: O’Reilly Media, Inc. 2012. – 307 p.

20.  Gambarato, Renira R. Transmedia Project Design: Theoretical and Analytical Considerations // Baltic Screen Media Review, 2013. N.1. P. 80-100. (Гамбарто, Ренира Рампаццо. Дизайн трансмедиа проектов: теоретические и аналитические аспекты / пер. Арье, Екатерина, Мороз, Оксана.  URL: http://cultlook.org/rrg_transmedia_storytelling).

21.  The State of Mobile 2020: Report / App Annie, 2020. URL: https://www.appannie.com/ru/go/state-of-mobile-2020

22.  Global eBook / Wischenbart, Rűdiger & etc. URL: https://www.wischenbart.com/page-4.


б) дополнительная литература: 

23.  Гальченкова Ю. А. Библиографическая ссылка на приложение: проблемы и особенности составления // Библиография. – 2015. – №1. – С. 107 – 113.

24. Гальченкова Ю. А. Приложение как сегмент интернет-ресурсов: Вопросы типологии // Известия высших учебных заведений / Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2014. – № 6. – С. 54 – 63.

25.  Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М. , 2010. – 200 с.

26. Зимина Л. В. Инструмент блоггинга в издательском деле, или В поисках новых авторов и жанровых форм // Известия вузов / Проблемы полиграфии и издательского дела. 2008. №4. С. 78-85. URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 04.04.2020).

27. Зимина Л. В. Рекламно-маркетинговые стратегии издательств в социальных медиа // Библиография. 2015. N2 (397). С. 12 – 25.

28.  Зимина Л. В. Современные издательские стратегии: От традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти / РАН; Научный совет «История мировой культуры»; Комиссия по истории книжной культуры и комплексному изучению книги. Монография. – М.: Наука, 2004. – 274 с. 

29. Зимина Л. В. Социальные практики культурного взаимодействия на примере блог-сообществ в книжном деле // Вестник МГУП. 2011. № 3. – C. 44–52.

30.  Лессиг, Лоуренс. Свободная Культура: Как медиаконцерны используют технологии и законы для того, чтобы душить культуру и контролировать творчество / Лоуренс Лессиг; пер. с англ.  О. Данилова. – М: Прагматика Культуры, 2007. —272 с.

31. Маклюэен, Маршалл. Понимание медиа. Внешние расширения человека. М.; Жуковский, 2003. — 464 с.

32. Манович, Лев. Язык новых медиа / Лев Манович. М. : Ад Маргинем Пресс, 2018. – 400 с.

33. Меркоски, Джейсон. Книга 2.0. Прошлое, настоящее и будущее электронных книг глазами создателя Kindle. — М., 2014. — 304 с.

34.  Нильсен, Якоб. Mobile Usability. Как создавать идеально удобные приложения для мобильных устройств / Якоб Нильсен, Ралука Будиу. – М.: Эксмо, 2013.

35.  Пол, Кристиана.  Цифровое искусство / Кристиана Пол. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. – 272 с.

36.   Прайс Дж. Текст для Web: доступность и привлекательность / Джонатан Прайс, Лиза Прайс. — М.: Вильямс, 2003. – 464 с.

37. Раш, Майкл. Новые медиа в искусстве. – М.: Ад Маргинем, 2018. – 256 с.

38.  Труби, Джон. Анатомия истории. 22 шага к созданию успешного сценария / 3-е издание. – М. : Альпина нон-фикшн, 2019. – 428 с. (Truby, John. Anatomy of a Story: 22 Steps to Becoming a Master Storyteller. — New York, NY : Faber and Faber, Inc, 2007).

39. Хомякова Е. Технология мультимедийного представления творческой истории текста в электронном издании (издательский проект «видеотекст») /Автореф. канд. дис…Санкт-Петербург, 2017. –  21 с.

40. App Store Review Guidelines. URL: https://developer.apple.com/app-store/review/guidelines/

44. Jenkins, Henry. The Revenge of the Origami Unicorn: Seven Principles of Transmedia Storytelling (Well, Two Actually. Five More on Friday). – URL: http://henryjenkins.org/blog/2009/12/the_revenge_of_the_origami_uni.html


Обучающимся студентам следует самостоятельно следить за новейшими публикациями по следующим изданиям периодическим и продолжающимся изданиям (журналы, научные сборники); архивы находятся в свободном доступе:


Библиография и книговедение  http://www.bookchamber.ru/journal.html)

Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика (http://www.journ.msu.ru/science/pub/msu-bulletin/)

Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела (elibrary.ru/title_about.asp?id=7721)

Книжное дело (http://www.knigdelo.ru/)

Медиаскоп (http://www.mediascope.ru/)

Меди@льманах (http://www.journ.msu.ru/science/pub/media-almanac/)

Университетская книга (http://www.unkniga.ru/)


Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

научная электронная библиотека (доступ к российской периодике, а также ограниченный доступ к электронным проектам периодики от ведущих издателей и информационных компаний — EBSCO, Elsevier, ProQuest, Emerald, JSTOR, Oxford University Press, Project Muse и пр.). —http://www.elibrary.ru

электронный каталог Библиотечного информационного центра Высшей школы печати и медиаиндустрии Московского политеха elib.mgup.ru;

электронные библиографические указатели Российской книжной палаты (РКП / филиал ИТАР-ТАСС): «Книги России», «Авторефераты диссертаций», «Статьи из российских журналов» и др. http://gbu.bookchamber.ru/

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины:

1.     Active Textbook: Interactive Textbook Software. URL: https://activetextbook.com/.

2.     Видеотекст: цифровая технология генетического чтения. URL: http://videotekst.ru/

3.     Госкаталог РФ: Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации. URLhttps://goskatalog.ru/.

4.     Российская книжная палата (филиал ИТАР-ТАСС) . URL: http://gbu.bookchamber.ru/.

5.     Научная электронная библиотека  — URL: http://www.elibrary.ru.

6.     Национальная электронная библиотека (НЭБ). URL:  https://rusneb.ru/.

7.     AppsBuilder — конструктор приложений. URL: http://www.apps-builder.com/.

8.     Canva – дизайнерская платформа, помогающая создавать книжные обложки, инфографику и пр. URL: https://www.canva.com/.

9.     European Digital Library/ EDLproject / Европеана — цифровое хранилище европейского культурного наследия. URL: http://www.europeana.eu/portal/.

10. Google Arts & Culture Project — интернет-платформа, обеспечивающая доступ к цифровым копиям произведений искусства с высоким разрешением. URL: https://www.google.com/culturalinstitute/beta/project/art-project?hl=ru.

11. iBook Author – приложение для создания электронных книг в формате iBooks, разработанное компанией Apple (загружается из Mac App Store). URL: http://www.apple.com/ru/ibooks-author/ .

12. iBuildapp– конструктор приложений. URL: http://www.ibuildapp.com.

13.  Inkling  — международная платформа по созданию интерактивных книг, приложений и пр. URL: https://www.inkling.com/.

14. Internet Archive: Wayback Machine — интернет-архив. URL: http://www.archive.org/web/web.php.

15. Izi.travel: the storytelling platform. URL. https://izi.travel/ru.

16. Pictochart: Infographic maker — платформа для создания инфографики. URL: https://piktochart.com/.

17. Ridero.ru — российская электронная издательская платформа для независимых авторов.

18. Tilda - сайт-конструктор для медиа, лонгридов и пр. URL: https://tilda.cc/ru/.

19. UI Design Do’s and Don’ts: e iOS Human Interface Guidelines. URL: https://developer.apple.com/design/tips/

20. Wixконструктор сайтов. URL: https://ru.wix.com/.

21.  World Digital Library (WDL) мировая цифровая библиотека с бесплатным доступом в многоязычном формате к большому количеству материалов, представляющих культуры разных стран мира. Инициатива Библиотеки Конгресса в сотрудничестве с Google. <www.wdl.org>.