Contacts:

Дисциплина "Тенденции и перспективы развития рынка СМИ в России" позволит студентам сформировать знания о системе средств массовой информации, систематизирует знания о современных типологических моделях СМИ, позволит определить понимание места и роли будущей профессии в современной российской системе СМИ.

Основной целью курса является  изучение системных  закономерностей средств массовой информации и механизмов их регулирования.

Дисциплина взаимосвязана  с другими дисциплинами и ПО , такими как  " Тенденции развития мировой медиаиндустрии", "Новые медиа",  "Планирование и организация работы мультимедийной редакции", "Разработка концепции мультимедийного СМИ" и  "Профессионально-творческая практика".

К целям курса относится так же и изучение  процессов дифференциации и интеграции журналистской деятельности, организации и самоорганизации медиасистемы.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

  • формирование знаний о системе средств массовой информации отечественного постсоветского пространства как о сложноорганизованной структуре;
  • развитие представления о деятельности СМИ в экономическом, политическом, социальном и технологическом аспектах формирование представления о характере регулирования массовой информации в печати, радиовещании, на телевидении и в других СМИ, о качественных особенностях этих структурных медийных образований, современных типологических моделях различных средств массовой информации;
  • систематизации знаний о СМИ постсоветской России на основе единой типологии и с помощью нелинейного принципа;
  • вырабатывание видения процессов становления и развития, актуальных проблем и достижений российского медиарынка на современном этапе, его роли в мировом медиапространстве;
  • привитие навыков анализа существующих в России моделей медиаорганизаций с целью их системного изучения и эффективного использования;
  • понимание места и роли области деятельности выпускника в современной российской системе СМИ, понимание законов современного рынка СМИ;
  • способность к эффективному поиску информации и ее анализу и переработке.

В рамках освоения программы студенты должны достигнуть следующих результатов:

Знать:

- характеристики и специфические особенности структуры СМИ России;

- существующие организационные формы (медиахолдинги, издательские дома, акционерные общества и т.п.), основные виды, типы СМИ, инфраструктуру.

Уметь:

- анализировать явления в современной глобальной медиасреде;

- исследовать систему СМИ России с учетом геополитических реалий.

Владеть:

- системным подходом к современной журналистике;

- применяет полученные знания о развитии отечественной журналистики, о новейших тенденциях ее функционирования в своей практической деятельности.

                                     Структура дисциплины «Тенденции и перспективы развития рынка СМИ России»

Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Курсовая работа

Форма

итогового

контроля

Всего

 час./ зач. ед

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лабораторные работы

Самостоятельная работа

Контроль (промежуточная аттестация)

Очная

1

2

144/4

36

18

18

-

72

36

-

экзамен

Очно-заочная

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Заочная

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-





Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Введение в дисциплину. Системный подход к изучению СМИ.

Дает понятие  системного подхода в изучении средств массовой информации.  Студенты получают базовые знания о современной структуре медиа в целом. Изучают признаки медиасистемы: компоненты числом более 2-х, их взаимодействие, системное качество. Изучают средства массовой информации как элемент медиасистемы.

Тема 2. СМИ как ключевой компонент российской медиасистемы. Типология СМИ на основе нелинейного принципа

Процессы глобализации, коммерциализации, монополизации, визуализации, демассификации, конвергенции, виртуализации, дегуманизации и др. в отечественных средствах массовой информации XXI века. Смена вещательной модели на партнерскую. Конвергенция СМИ. Изменение роли и функций журналиста и аудитории.

Тема 3. Коммерческие СМИ

Качественные коммерческие СМИ:  газета КоммерсантЪ, журналы КоммерсантЪ-Власть, , Радиостанция КоммерсантЪ FM, телеканал КоммерсантЪ, цифровое СМИ kommersant.ru, а также тематические приложения, региональные выпуски.  Другие качественные СМИ в секторе печати - газета «Ведомости», Российская бизнес-газета, «РБК Daily», журнал «РБК», журнал «Журналист», газета «», в секторе радио - «Европа плюс», «Эхо Москвы»,  а так же региональные СМИ . Качественные СМИ в секторе телевидения – «РБК ТВ» и др. Качественные цифровые СМИ: rbcdaily.ru,: rbc.ru, top.rbc.ru.

Тема 4. Обслуживающие СМИ

Обслуживающие государственные газеты: «Известия», «Российская газета» и др. В секторе электронных СМИ: телевидение –телеканал «Первый канал», телеканал «Россия1», «Россия 2», «Россия К», «Россия 24», «Пятый канал –Петербург» и др.; радиостанции «Радио России», «Маяк», «Радио Культура», «Вести FM» и др. Обслуживающие государственные цифровые СМИ: 1tv.ru, rusnovosti.ru, 5-tv.ru, rg.ru, vesti.ru, strana.ru, smi.ru, izvestia.ru и др.

Тема 5. Информальные СМИ

Информальные медиа как самодеятельные. Гражданские самодеятельные СМИ. Блогосфера, в т.ч. блоги профессиональных журналистов. Персональные странички в социальных сетях как информальные медиа.

Тема 6. Рекламные СМИ

Рекламные СМИ как переходные между коммерческими и обслуживающими.

Тема 7. Учебные и общественные СМИ

Учебные СМИ как переходные между информальными и обслуживающими, общественные СМИ как переходные между коммерческими и информальными.

Тема 8. Российские медиахолдинги

Отечественные медиахолдинги как феномен. Медиахолдинги,  как собственность Информационно-промышленных концернов. Холдинги: «КоммерсантЪ», «Газпром-Медиа Холдинг», «News Media», «Комсомольская правда», «Национальная Медиа Группа», ВГТРК, «РосБизнесКонсалтинг», «Проф-Медиа», «Дождь», «Московский комсомолец». ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА-Новости, как медиахолдинги. Место российских ИА на международном информационном рынке.

Тема 9. Мировые бренды и отечественные СМИ

Медиахолдинг «Sanoma Independent Media» и его СМИ: Газета Ведомости,

The Moscow Times, The St. Petersburg Times, журналы Cosmopolitan, Esquire, Harvard Business Review, rb.ru и др. Медиахолдинг  Axel Springer Russia и его издания: Forbes, forbes.ru, GEO, ComputerBild, Журнал OK, Gala Биография, приложения GEO и др. «Ведомости» и Financial Tims (Англия) и Wall Street Journal (США). Глобальные газеты: Wall Street Journal, Financial Tims, USA Today,International Herald Tribune. Опыт мировых медиабрендов в практике отечественных масс медиа

Для закрепления полученных знаний будут использованы форматы лекции с проблемным изложением, лекции-дискуссии, технология «Развитие критического мышления», технология «Дебаты». Использование активных и интерактивных форм проведения занятий: дискуссии, круглые столы и др. Проведение социологического опроса по проблемам доверия общества к журналистике и журналистам. Презентация результатов опроса на практическом занятии.  Предусмотрены встречи с представителями российских компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

В процессе обучения используются следующие оценочные формы самостоятельной работы студентов, оценочные средства текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций:

- подготовка докладов, сообщений и выступление на практических занятиях по темам 1-9;

- подготовка творческих заданий по темам курса.

Форма аттестации: экзамен.

Вопросы для проверки обученности ЗНАТЬ:

1. Понятие системы СМИ. Признаки системности.
2. Тенденции развития средств массовой информации (глобализация, виртуализация, регионализация).
3. Типологическая структура современной прессы.
4. Особенности функционирования печати, телевидения и радиовещания в условиях информационного рынка.
5. Печатные СМИ: газеты, журналы: структурно-функциональные особенности.
6. Телевидение и радиовещание: структурно-функциональные особенности.
7. Информационные агентства и другие производители печатной, аудио- и видеопродукции.
8. Сетевые СМИ: структурно-функциональные особенности, многообразие форм.
9. Организационная структура конвергентной редакции.
10. Корпоративные издания в системе СМИ. Виды.
11. Специализированная пресса в системе СМИ: рекламные СМИ.
12. Аграрная пресса. Экологические периодические издания.
13. Религиозные СМИ.
14. Издания для женщин/мужчин (Гендерно-орентированные издания).
15. Детские и молодежные СМИ. Игровые журналы.
16. Региональная печать + национальная пресса: особенности функционирования.
17. Классификационные признаки СМИ, методика типологического анализа.
18. Формы организации информационных предприятий (издательские дома, группы, концерны, холдинги).

 

Вопросы (задачи/задания) для проверки уровня обученности УМЕТЬ:

 

1. Понятие системы СМИ. Признаки системности.
2. Тенденции развития средств массовой информации (глобализация, виртуализация, регионализация).
3. Типологическая структура современной прессы.
4. Особенности функционирования печати, телевидения и радиовещания в условиях информационного рынка.
5. Печатные СМИ: газеты, журналы: структурно-функциональные особенности.
6. Телевидение и радиовещание: структурно-функциональные особенности.
7. Информационные агентства и другие производители печатной, аудио- и видеопродукции.
8. Сетевые СМИ: структурно-функциональные особенности, многообразие форм.
9. Организационная структура конвергентной редакции.
10. Корпоративные издания в системе СМИ. Виды.
11. Специализированная пресса в системе СМИ: рекламные СМИ.
12. Аграрная пресса. Экологические периодические издания.
13. Религиозные СМИ.
14. Издания для женщин/мужчин (Гендерно-орентированные издания).
15. Детские и молодежные СМИ. Игровые журналы.
16. Региональная печать + национальная пресса: особенности функционирования.
17. Классификационные признаки СМИ, методика типологического анализа.
18. Формы организации информационных предприятий (издательские дома, группы, концерны, холдинги).

 

Вопросы (задачи/задания) для проверки уровня обученности ВЛАДЕТЬ:

 

1. Понятие системы СМИ. Признаки системности.
2. Тенденции развития средств массовой информации (глобализация, виртуализация, регионализация).
3. Типологическая структура современной прессы.
4. Особенности функционирования печати, телевидения и радиовещания в условиях информационного рынка.
5. Печатные СМИ: газеты, журналы: структурно-функциональные особенности.
6. Телевидение и радиовещание: структурно-функциональные особенности.
7. Информационные агентства и другие производители печатной, аудио- и видеопродукции.
8. Сетевые СМИ: структурно-функциональные особенности, многообразие форм.
9. Организационная структура конвергентной редакции.
10. Корпоративные издания в системе СМИ. Виды.
11. Специализированная пресса в системе СМИ: рекламные СМИ.
12. Аграрная пресса. Экологические периодические издания.
13. Религиозные СМИ.
14. Издания для женщин/мужчин (Гендерно-орентированные издания).
15. Детские и молодежные СМИ. Игровые журналы.
16. Региональная печать + национальная пресса: особенности функционирования.
17. Классификационные признаки СМИ, методика типологического анализа.
18. Формы организации информационных предприятий (издательские дома, группы, концерны, холдинги).