Contacts:
-
Шурыгина Ирина ЛьвовнаПреподаватель
Задачи научно-исследовательской практики магистра
Основной задачей научно-исследовательской практики магистра является приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, а также подбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации.
Во время научно-исследовательской практики магистра студент должен изучить:
источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении выпускной квалификационной работы;
методы исследования социально-экономических процессов;
методы анализа и обработки статических данных;
информационные технологии, применяемые в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;
требования к оформлению магистерской диссертации;
проанализировать и систематизировать, обобщить информацию по теме исследований;
анализ научной и практической значимости проводимых исследований.
Тип практики и способ ее проведения
Научно-исследовательская практика магистрантов проходит в несколько этапов и осуществляется в соответствии с требованиями рабочей программы в последнем семестре 2 курса.
Перед началом практики руководитель магистерской программы по профилю подготовки проводит организационное собрание с магистрантами. Магистранты обеспечиваются учебно-методической и сопроводительной документацией: программой практики, дневником.
Руководитель практики от университета:
помогает магистранту составить план сбора фактического материала;
участвует в организационных мероприятиях, проводимых до ухода магистрантов на практику;
осуществляет учебно-методическое руководство практикой;
наблюдает и контролирует прохождение практики;
рассматривает аналитические материалы, собранные в ходе практики и дневник, дает отзыв о прохождении студентом практики;
Систематическое, повседневное руководство научно-исследовательской практикой студента осуществляется руководителем практики. В задачи руководителей практики входит:
составление вместе с практикантом календарного плана, предусматривающего выполнение всей программы практики применительно к специфике деятельности;
систематическое наблюдение за работой практиканта и оказание ему необходимой помощи;
контроль хода выполнения программы практики;
проверка дневника и аналитических материалов, собранных магистрантом в ходе практики;
составление отзыва (характеристики о прохождении магистрантом практики);
помощь в подборе отчетности и аналитических материалов.
Магистранты при прохождении практики обязаны:
1. Полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики и индивидуальным заданием, выданным преподавателем - руководителем практики от университета.
2. Подчиняться действующим правилам внутреннего распорядка.
3. Вести ежедневно записи в своих дневниках о характере выполненной работы в течение дня, к концу рабочего дня представлять их руководителю практики на подпись. Не реже 1 раза в неделю представлять дневник руководителю практики от университета.
4. Представить руководителю практики от университета письменный отчет о прохождении производственной практики в сроки, установленные учебным планом.
Руководство практикой осуществляет научный руководитель, отвечающий за общую подготовку и организацию.
Место научно-исследовательской практики в структуре ООП ВО Научно-исследовательская практика относится к блоку Б «Практики» и является одним из вариантов производственной практики наряду с научно-педагогической практикой ФГОС ВО по направлению подготовки 42.04.03 – Издательское дело. Научно-исследовательская практика (НИП) базируется на теоретических знаниях магистрантов, полученных в ходе обучения в течение 4-х семестров. К основным дисциплинам, необходимым для успешного прохождения НИП, относятся практически все дисциплины теоретического блока обучения.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики В результате прохождения научно-исследовательской практики магистра обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
Знать:
- методологию научного исследования, включая методы изучения научной литературы, нормативно-справочной информации, а также Интернет-технологий по исследуемой проблеме;
- способы обоснования значимости выбранной проблемы, постановки цели и конкретных задач исследования;
- сущность объекта и предмета исследования; методики проведения исследования и методы описания процесса исследования.
Уметь:
- формулировать задачу, требующую решения на основе углубленных профессиональных знаний;
- модифицировать и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; привлекать для обработки эмпирических и теоретических данных информационные технологии и стандартное программное обеспечение;
- проводить анализ и обработку полученных данных, формулировать выводы и давать оценку полученных результатов.
Владеть:
- навыками выполнения определенных видов профессиональной деятельности:
- навыками адаптации полученных теоретических знаний к практической деятельности;
- методами апробации на базах практики через практическую деятельность магистранта выводов, полученных в результате научно-исследовательской и учебной работы;
- методикой внедрения результатов диссертационных магистерских исследований в практику.
Структура и содержание научно-исследовательской практики
Подготовительный этап (инструктаж по общим вопросам; составление плана работы).
Научно-исследовательский этап:
- составление обзора статей по направлению магистерской программы, , изданных за последние 10 лет.
Подготовка отчета по практике.
Аттестация -зачет.
Формы проведения практики: Работа магистрантов в период практики организуется в соответствии с логикой работы над магистерской диссертацией: определение проблемы, объекта и предмета исследования; формулирование цели и задач исследования; теоретический анализ литературы и исследований по проблеме, подбор необходимых источников по теме; составление библиографии; формулирование рабочей гипотезы; определение комплекса методов исследования; оформление результатов исследования.
Формы промежуточной аттестации по итогам практики
Научно-исследовательская практика, как и производственная практика, предполагает подготовку аналитических материалов к магистерской диссертации по выбранной теме, исследуемой, в том числе в ходе научно-исследовательской работы в семестре, необходимо также подготовить и защитить отчет по практике.
Образовательные технологии, используемые при прохождении научно-исследовательской практики
При прохождении научно-исследовательской практики магистрант может использовать следующие образовательные технологии:
- отбор и анализ научной литературы по проблеме исследования;
- сбор, изучение и анализ материалов по теме исследования;
- составление библиографического списка источников, используемых в подготовке текста исследования.
Адаптивные образовательные технологии для инвалидов и лиц с ОВЗ связаны с процессами адаптации в новых социальных условиях, с переходом на новую ступень профессионального образования, требующую от них более сложных навыков интеллектуального труда, целесообразно вносить в учебный график первого или второго года обучения как вариативные или факультативные. Генеральным планируемым результатом от введения адаптационных модулей (дисциплин) в учебный процесс является освоение образовательной программы профессионального образования обучающимися с ОВЗ и обучающимися инвалидами путем учета и минимизации влияния ограничений их здоровья на формирование общекультурных (общих) и профессиональных компетенций. Рекомендуемая трудоемкость адаптационных модулей (дисциплин) составляет две-три зачетных единицы, включая лекции, практические.
Самостоятельная работа включает в себя работу с книгой и другими источниками информации: составление план-конспектов, написание реферативных, реконструктивных, эвристических, творческих самостоятельных и проектных работ, подготовку к лекциям и практическим занятиям, тренингам, дискуссиям, подготовку докладов и презентаций.
Для текущего контроля успеваемости в качестве способов оценки компетенций, в формировании которых участвует адаптационный модуль (дисциплина), целесообразно оценивание выполненных самостоятельно реферативных и творческих работ, проектов, домашних заданий и презентаций, участия в групповой дискуссии, анализе конкретных ситуаций, тестирования и экспертных оценок, а также балльно-рейтинговой системы. Все методические материалы при обучении по адаптационному модулю (дисциплине) должны предусматривать предоставление информации обучающимся с ОВЗ и обучающимся инвалидам в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации. Для лиц с нарушениями зрения - в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, аудиофайла, в печатной форме на языке Брайля. Для лиц с нарушениями слуха - в печатной форме, в форме электронного документа. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата - в печатной форме, в форме электронного документа, аудиофайла.
В ходе освоения адаптационного модуля (дисциплины) применяются следующие информационные технологии: средства наглядного представления учебных материалов в форме презентации, средства мультимедиа (видеоматериаллы, иллюстрирующие применение методов активного обучения в педагогической практике), система дистанционного обучения (текущий и промежуточный контроль знаний, самостоятельная работа, консультации), электронная почта (для текущего взаимодействия с преподавателем и обмена учебными материалами), специальное программное обеспечение для обучающихся с нарушениями зрения (программа речевой навигации, речевые синтезаторы, экранные лупы). Обучающиеся с ОВЗ и обучающиеся инвалиды должны иметь возможность использования ноутбука для записи лекций с текстовым редактором.
Для обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов освоение адаптационного модуля (дисциплины) может быть осуществлено частично с использованием дистанционных образовательных технологий при проведении лекционных занятий и самостоятельной работы: системы проведения вебинаров (для участия в лекциях), системы дистанционного обучения (для текущего контроля знаний, для самостоятельной работы, для взаимодействия с преподавателем и другими обучающимися), электронной почты (для взаимодействия с преподавателем и обмена учебными материалами), социальных сетей (для оперативного взаимодействия с преподавателем и другими обучающимися). Освоение адаптационного модуля (дисциплины) обучающимися с ОВЗ и обучающимися инвалидами осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения.
Образовательная организация должна располагать лекционной аудиторией, имеющей выход в сеть Интернет, с мультимедийным оборудованием, с компьютером и видеотехникой (мультимедийный проектор, колонки), мобильным радиоклассом (для студентов с нарушениями слуха) и источниками питания для индивидуальных технических средств; учебной аудиторией для практических занятий (семинаров) с мультимедийным оборудованием, мобильным радиоклассом.
Аудитория для практических занятий должна иметь возможность перепланировки пространства. Учебная аудитория для самостоятельной работы должна быть оборудована стандартными рабочими местами с персональными компьютерами, рабочими местами с персональными компьютерами с программой экранного доступа, программой экранного увеличения и брайлевским дисплеем для студентов с нарушениями зрения. Во все учебные аудитории должен быть обеспечен беспрепятственный доступ для маломобильных обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов. Для проведения компьютерного тестирования занятия организуются в стационарном или мобильном компьютерном классе, имеющем выход в сеть Интернет.
Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для проведения текущего контроля успеваемости магистранта в процессе научно- исследовательской практики:
1. Дать устное и письменное обоснование актуальности, новизны и теоретической значимости темы исследования.
2. Охарактеризовать методики исследования.
3. Научно обосновать критерии оценки результатов исследования.
Контроль этапов выполнения индивидуального плана научно-исследовательской практики проводится в виде собеседования с научным руководителем.
Отчетная документация по научно-исследовательской практике магистранта. По итогам прохождения научно-исследовательской практики магистрант предоставляет на кафедру следующую отчетную документацию:
- план прохождения научно-исследовательской практики;
- отчет о прохождении практики и материалы, прилагаемые к отчету (публикации по теме диссертации, портфолио по результатам реализации плана (проведенных разделов) научно-исследовательской работы;
- отзыв научного руководителя о прохождении практики.