Contacts:

1. Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Управление издательскими проектами» является усвоение знаний и формирование навыков в области проектного менеджмента применительно к издательскому делу.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

 ознакомление студентов с базовыми знаниями в области управления издательскими проектами с учетом основных подсистем проектного менеджмента: менеджмента качества, финансового менеджмента, управление временем, управление командой проекта, управление рисками, управление коммуникациями;

 формирование навыков в области создания бизнес-модели издательского проекта газетно-журнального издания;

 усвоение знаний и формирование навыков в области управления процессами редакционно-издательской подготовки и выпуска газетно-журнальных изданий;

 формирование знаний и умений, касающихся определения сущностных и технических характеристик проектируемых изданий.

2. Место дисциплины в структуре ОП

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

 «Маркетинг -менеджмент»; «Издательские стратегии»;

 «Интеллектуальная собственность в сфере издательского дела»;

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин (практик):

«Инновационные технологии в издательском деле»;


«Преддипломная практика»;

«Государственная итоговая аттестация».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Управление издательскими проектами» студенты должны:

знать:

- основные элементы проектного менеджмента в издательском деле;

- теоретические основы управления издательскими проектами;

- стадии жизненного цикла издательского проекта.

уметь:

- составлять бизнес-план издательского проекта;

- формировать сетевой и календарный график издательского проекта;

- формировать команду издательского проекта;

владеть:

- профессиональной терминологией;

- основными навыками выполнения работ по издательскому проекту;

- организационно-управленческими и креативными навыками.



Вводная лекция

В конце 90-х – начале 2000-х гг. в нашей стране получила широкое распространение организация издательской деятельности в форме проектов. Конкуренция на книжном рынке, постоянно сокращающиеся жизненные циклы продуктов, повышение роли специализации заставили современных издателей  модернизировать процесс формирования репертуара, существенно изменить технологию подготовки и выпуска изданий, с большей тщательностью подойти к вопросам планирования и управления современный редакционно-издательским процессом. Крупные книжные издательства и медиахолдинги обратились к новому способу функционирования, - ведению издательского проекта и внедрению проектного менеджмента, как инструмента реализации любого комплексного инновационного продукта. (Впервые о проектном менеджменте заговорили в середине 20 века в космической отрасли, затем постепенно он нашел свое применение и в других областях экономики, в том числе и в издательской сфере).   ПРИМЕРЫ издательских проектов

Термин «издательский проект» возник в постперестроечный период. Однако на данный момент нет комплексного исследования, посвященного издательским проектам, хотя данное явление активно анализируется в многочисленных статьях, главах книг известных книговедов, издателей, литературных критиков и т.д. Например, в своей книге «Креативная редактура» Виктор Топоров, литературный критик, публицист, один из организаторов премии «Национальный бестселлер», бывший главный редактор издательства «Лимбус-пресс», посвятил главу «Литературные андроиды» издательскому проекту. Андрей Ильницкий, российский политик, общественный деятель, с 1992-2003 гг. – один из руководителей издательств «АСТ», «Аст-пресс», «Аграф», «ВАГРИУС», в своей книги «Книгоиздание современной России» ( 2000г.) рассматривает причины перехода российских издательств на новый уровень функционирования издательского бизнеса, новый способ организации издательской деятельности, отмечая возрастающую роль издателя, как креативной составляющей издательского дела.

Современному издательству в условиях жесткой конкуренции, усугубляющейся  неблагоприятной кризисной ситуацией, важно сформировать концепцию издания, которое бы заинтересовало читателя, привлекло его и идеей, и художественно-техническим оформлением, и способом исполнения, и своей ценой. Иными словами издателю необходимо создать образ будущего продукта, товара, услуги, разработать концепцию, рассчитанную на успех и тщательно продумать каждый этап редакционно-издательской подготовки, согласовав при этом все ресурсные возможности, ограничения и риски. Понятие «проект» как раз соответствует этим принципам.

Само слово «проект» в переводе с латинского означает «бросок вперед, прорыв» (лат. «procetus»). В общеметодологическом плане проект – это образ будущего, предшествующий его реальному воплощению. Отражение замысла создателя представляется в виде какого-либо описания, набора рисунков или чертежей, макетов, технико-экономических расчетов, дорожной карты или элементарного плана работ. В реальной жизни проект – «это законченное представление о том, что должно быть сделано (действие, работа), какие ресурсы должны быть использованы для выполнения предполагаемых работ и какой эффект должен быть получен в результате реализации проекта», отмечает в своем учебном пособии «Управление проектами в книжном деле» Марина Дмитриевна Крылова. (МГУП, 2008).

Издательским проектом может быть проект новой отдельной книги, журнала, газеты, серии книг или комплекта журналов. В любом случае, издательский проект – это разработка нового издания. Одни специалисты считают таковым каждую новую книгу или журнал, другие – нет. Здесь мнение специалистов разделились. Дело в том, что проекты имеют ряд общих характеристик, отличающих их от повседневной деятельности. Рассмотрим  основные признаки любого проекта, в том числе и издательского:

1. Признак временной ограниченности продолжительности проекта. Каждый проект ограничен четкими временными рамками. Невыполнение проекта в срок означает возможные финансовые потери. А не вовремя выпущенная книга влечет за собой и гуманистические потери.

2. Признак «неповторимости». Каждый проект имеет разовый характер и представляет собой уникальное явление. Уникальность создаваемых в ходе проекта издательских продуктов или услуг обуславливает необходимость последовательного уточнения и корректировки их характеристик по мере выполнения проекта.    

3. Признак «новизны». Проекты дают определенные результаты. В издательском деле это выпущенная в свет новая книга, журнал газета. Нет двух одинаковых проектов и, естественно, результатов его реализации, даже если речь идет, например, об издании учебника по философии для вузов (разные программы, разные авторы, разные ресурсы, разные участники проекта).

4. Признак относящегося к проекту бюджета. Проект всегда связан с необходимостью инвестиций. Это становится очевидным, если подумать, например, об инвестициях, необходимых для разработки и выведения на рынок нового продукта.

5. Признак «ограниченности требуемых ресурсов».

6. Признак «правового и организационного обеспечения».

7. Признак «комплексности». Каждый проект предусматривает комплекс мер и мотивационных факторов, способствующих его реализации. Работа над проектом начинается, нагрузка, связанная с его реализацией нарастает,  достигает своего максимума, и наконец, проект завершается достижением результата.  Для издательства становится все более важным осуществлять свои проекты действенно, эффективно и экономично и доводить их до успешного завершения.

8. Признак изменений, как основного содержания проекта. Все проекты сопряжены с изменениями. В процессе их реализации создается нечто новое, а иногда  и полное уничтожение старого. Изменения могут быть большими и малыми. Могут повлечь за собой серьезные последствия длительного (стратегического) характера, затрагивая многие сопредельные организационные  и информационные системы.

Таким образом, проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов и услуг. «Временное» означает, что у любого проекта есть начало и непременно наступает завершение, когда достигаются поставленные цели, либо возникает понимание, что эти цели не могут быть достигнуты. «Уникальность» означает, что создаваемые продукты и услуги существенно отличаются от других аналогичных продуктов  и услуг. Следовательно, проектом можно назвать создание чего-то нового или существенное улучшение, изменение созданного. С этих позиций  управление проектом - это управление изменениями, требующее определенных навыков, умения, отличающихся от тех, которые необходимы для поддержания стабильной предсказуемой повседневной деятельности или производства. Под стабильным повседневным производством понимаются повторяющиеся процессы создания и выпуска продуктов и услуг, а процессы модернизации  и изменения постоянного производства вместе с различными инновациями для создания новых продуктов и услуг относятся к проектной деятельности. В этом и заключается принципиальное различие между процессным и проектным подходами в управлении.

Проект – это предприятие, связанное не только с модернизацией, инновациями и с необходимостью больших инвестиций. Проект подразумевает многочисленные факторы риска и неопределенности, которые затрудняют планирование и расчеты. К этому надо еще добавить, что работа над проектом осуществляется в команде и требует от всех ее участников особых навыков и способностей. Представьте, что издательство приступило к разработке и реализации проекта. Руководитель проекта и его участники работают в разных подразделениях, у них разный опыт, свои текущие дела и интересы, разная степень ответственности и своя организационная субкультура. В данной ситуации необходимо с большой тщательностью подойти к вопросам планирования, организации и управления.

Сегодня проблема управления проектами является важным направлением в менеджменте (ВЭШ, специализация -  управление издательскими проектами). Эффективная система управления проектами представляет собой некую идеологию, особый менталитет, является свидетельством зрелости и уровнем развития организации и дает следующие преимущества:

1. Единая методология позволяет выработать корпоративную культуру управления проектами, базирующуюся на единых подходах, базах данных, программном обеспечении и обобщении накопленного опыта (см. лекцию «Автоматизированные системы упраления проектами»).

2. Унифицированные подходы к управлению проектами позволяют работать не только над отдельными проектами, но и программами (мультипроектами), включающими в себя множество составляющих проектов, получить картину («big picture») состояния и мониторинга всех проектов предприятия, независимо от того, как и какой менеджер управляет конкретным направлением.

3. Мультипроектное управление позволяет отслеживать взаимосвязи между проектами, эффективно управлять ресурсами организации, особенно кадровыми, оптимизировать финансовые потоки по проектам.

Важно подчеркнуть, что в зрелой системе управления проекты продолжают жить даже по мере их завершения пока не проведен тщательный анализ их исполнения, и не будет извлечен и систематизирован положительный или отрицательный опыт, пригодный/непригодный для использования в будущих проектах. У организации остается своего рода «корпоративная память». Управление знаниями – новое перспективное направление в менеджменте, которое уже начинает внедряться и в издательском бизнесе.