Contacts:

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины «Семиотика и основы словесного искусства»: подготовка квалифицированного специалиста художника-графика, обладающего знаниями в области общей семиотики и лингвосемиотических основ словесного искусства, понимающего особенности строения и функционирования эстетического знака, принципы взаимодействия вербальной и изобразительной художественной информации, владеющего методами филологического анализа литературного произведения, использующего навыки его понимания и интерпретации для решения профессиональных задач в области книжной иллюстрации и графического дизайна.

Задачами курса является формирование у студентов знаний, необходимых в профессиональной деятельности художника-графика в соответствии с компетенциями ФГОС ВПО:

  • углубление знаний студента-художника о языковой природе искусства;
  • формирование представлений о знаковом строении и функциях произведений художественной словесности;
  • совершенствование навыков семиотического и филологического анализа и интерпретации художественного текста.

В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:

Основные семиотические понятия и историю становления семиотических идей.  Принципы внутреннего строения знака и универсальные свойства знаковых систем. Принципы классификации знаков. Коммуникативные возможности естественных языков. Универсальные свойства и функциональные различия знаковых систем. Принципы сегментация коммуникативного пространства и основные функциональные языки социокультурной деятельности, семиотические различия эстетической и прагматической деятельности: Семиотические возможности движения – мимки, жеста. Семиотические особенности мифа. Особенности семиотики вещи, пространства и времени в культуре. Значение субъектно-объектных отношений в художественном познании. Принципы строения знаковых систем изобразительного и словесного искусства. Структуру коммуникативного акта в эстетическом общении. Особенности семиотической организации произведений словесного искусства. Универсалии языка русского искусства. Семиотические основы эволюции художественных  форм и эстетических представлений.

Уметь:

  • анализировать, на основе полученных знаний, конкретные произведения словесного искусства;
  • понимать семиотические процессы,  сопутствующие созданию произведений книжной и устной художественной словесности;
  • грамотно и логично излагать свои мысли, суждения о литературном произведении в устной и письменной форме;
  • корректно интерпретировать явления словесного искусства;
  • творчески пользоваться языком с учетом конкретной ситуации, обстановки, эстетических возможностей слова;
  • использовать навыки понимания и интерпретации художественного текста для совершенствования работы в области книжной иллюстрации и графического дизайна.

Владеть:

  • методами лингвосемиотического анализа художественного текста и знаковых систем искусства;
  • навыками анализа взаимодействия  вербальных и невербальных знаков в произведениях искусства и графического дизайна. 


Содержание дисциплины 

Раздел 1. Основные семиотические понятия и история семиотики

  • Терминологическое введение.
  • Основные вехи развития семиотики как общей теории знаковых систем.
  • Русский формализм. Пражский структурализм. Тартуско-московская семиотическая школа. Нейросемиотика.

Раздел 2. Типология и строение знаковых систем.

  • Структура знака. Две основные оси в функционировании и изучении знаков и знаковых систем
  • Знаковые системы в филогенезе и онтогенезе. Знаковое мышление ребенка.
  • Вербальные и невербальные системы знаков. Континуальное и дискретное в строении коммуникативных систем. Конвенциональное и стихийное в языке. Семантика, синтактика и прагматика как основные измерения языковых систем. Естественные и искусственные языки.

Раздел 3. Основные типы знаков по характеру соотношения планов выражения и содержания.

  • Принципы классификации знаков. Понятие мотивированности и элементарные типы знаков.
  • Индексация и знаки-индексы.
  • Изобразительные (иконические) знаки.
  • Символические знаки. Символ как основа семиотического функционирования культуры.
  • Границы мотивированности в структуре знака и преимущества конвенциональных знаков.

Раздел 4. Содержание и структура знаковых систем. Коммуникативные возможности естественных языков.

  • План содержания знака и знаковых систем. Универсальные свойства знаковых систем.
  • Функциональные различия семиотических систем.
  • Естественный язык как семиотический объект: принципы строения и функционирования слова и высказывания. Типологические особенности русского языка и русского языкового мышления.

Раздел 5.  Генезис знаковых систем культуры. Миф как семиотическая система.

  • Природа мифопоэтического сознания. 
  • Основной миф, его пространственно-временная и сюжетная структура. Хаос и Космос. 
  • Миф и ритуал. Архетип. 
  • Формы реализации основного мифа в литературе и изобразительном искусстве. Мифологема и символ.

Раздел 6. Семиотика поведения в системе культуры. Функциональные типы социокультурной деятельности.

  • Произвольное и непроизвольное в поведении. 
  • Сегментация коммуникативного пространства и функциональные языки социокультурной деятельности: язык быта, языки социальных отношений, язык науки, языки религии и искусства. Нон-стандарт в языке. 
  • Значение анти-поведения в художественной культуре. 
  • Семиотические принципы фольклора.

Раздел 7. Знаковые системы движения.

  • Моторика как индексальная знаковая система. Конвенциональные системы невербального поведения: мимика и жест в культуре. Изобразительные и символические жесты. 
  • Семиотика выразительного движения в искусстве: танец, лицедейство, пантомима, цирк  
  • Отражение и выражение мимического и моторного в изобразительном искусстве. Семиотика портрета.

Раздел 8. Семиотика времени и пространства.

  • Время как семиотический объект. Динамика представлений о времени в разных типах культуры. 
  • Язык пространственных отношений. 
  • Траектории движения и семиотика пути. 
  • Пейзаж и интерьер. Семиотика городской среды.

Раздел 9. Семиотика вещи.

  • Субъектно-объектные отношения в эстетической коммуникации. “
  • Остраннение” как семиотический принцип искусства  
  • Вещь как знак. Вещь как объект изобразительного искусства. Семиотика натюрморта.  
  • Вещь как объект семиотики потребления. Динамика представления о вещи и конструирования вещи в современной культуре. Симулякр.

Раздел 10. Знаковые системы изобразительного искусства.

  • Изобразительные знаки и семиотика изображения. Прагматическое и эстетическое в изобразительности. 
  • Символические изображения. Языки изобразительного искусства: общее и специфическое.
  • Живопись и графика, ваяние, зодчество, фотография, кино как семиотические системы искусства. 
  • Семиотические проблемы иллюстрации и дизайна печатных изданий. 

Раздел 11. Словесное искусство как язык. Основы поэтической семантики.

  • Знаки естественного языка и их эстетическая реализация. 
  • Слово и высказывание. 
  • Изобразительные возможности слова; мимесис. 
  • Индексация и метонимия. 
  • Метафора как основа поэтической семантики и путь к символизации. 
  • Поэтические тропы: сравнение, аллегория, эпитет и др. Символ и эмблема. 

Раздел 12. Функциональые аспекты семиотики искусства.

  • Структура коммуникативного акта в эстетическом общении. "Я", "Ты" и "Он". 
  • Искусство как диалог. Автокоммуникация  Лирика и эпос. Воплощение “Я”. 
  • Об эмоции эстетической и внеэстетической: Воплощение “моего”. 
  • Факт биографический и факт эстетический 
  • Диалогические формы в художественной словесности. 
  • Механизмы дейксиса в словесном искусстве.

Раздел 13. Картина мира в словесном искусстве.

  • Семантическая оппозиция как принцип организации художественного произведения. Конфликт.
  • Проблема выбора и система ценностей. Герой в пространстве произведения.
  • Художественный мир писателя и национальная картина мира. 
  • Знаки-концепты. Семантические универсалии языка русского искусства.

Раздел 14. Семиотика форм художественного сознания в истории европейского искусства. Культура как цикл.

  • Причины и закономерности эволюции художественных  форм и эстетических представлений. Роль субъектно-объектных отношений. 
  • Космо- и антропоцентрические тенденции в истории искусства. Литературные эпохи и литературные направления как семиотические понятия.
  • Историческая динамика форм художественного сознания: Античность - Средневековье - Возрождение - классицизм - романтизм - реализм - модернизм. Переходные и эклектичные формы сознания в истории литературы: барокко, сентиментализм, соцреализм. 
  • Модернизм и постмодернизм как завершение культурного цикла.