Контакты:

За последние 10-15 лет в Москве было построено немало крупных и сложных подземных объектов. Однако наряду со строительством таких интересных с инженерной точки зрения подземных сооружений как, например, торгово-развлекательный центр на Манежной площади, подземная стоянка у Красной площади, реконструкция Ленинградского шоссе, реконструкция музея-заповедника Царицыно, Лефортовский тоннель, Серебряноборский транспортный тоннель и др., строителям сегодня приходится решать на первый взгляд совсем тривиальные задачи, а именно проектировать и строить выработки небольшой площади поперечного сечения, как правило, круглой формы диаметром от 100 до 1200 мм. Вместе с тем по участию в обеспечении нормальной жизнедеятельности города эти выработки не уступают крупным объектам, а порой выполняют доминирующую роль в решении разного рода социальных задач этих городов.

Отличительной особенностью строительства таких выработок является то, что эти выработки находятся на небольшой глубине и в слабых неустойчивых грунтах, которые, как правило, сильно насыщены водой. Кроме того, их приходится строить в условиях плотной городской застройки в режиме интенсивного движения городского транспорта.

Мы рассмотрели примеры плотной занятости подземного пространства на достаточно больших глубинах, теперь попробуем подняться ближе к поверхности и посмотреть, что происходит там. Ближе к поверхности мы видим аналогичную ситуацию, если даже не еще более худшую. Чем ближе к поверхности проектируются подземные выработки, тем труднее найти свободное пространство, т.к. выше плотность насыщения массива уже действующими коммуникациями.

Эти факты заставляют задумываться о более бережном освоении свободного подземного пространства, поскольку с каждым годом его становится все меньше и меньше, а объемы строительства только увеличиваются. В год проходится примерно до 250 км таких выработок и это только в Москве, а судя по всему, объемы строительства будут увеличиваться. Также при строительстве новых выработок не стоит забывать о безопасности строительства, а именно при проходке новых выработок необходимо не повредить уже существующие, т.к. это может привести к непредсказуемым последствиям.