Контакты:

1.      Цели освоения дисциплины.

 

Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «Маркетинговые исследования медиарынка»

являются:

– ознакомить студентов с теоретическими основами и практикой маркетинга медиакомпании в контексте мультимедииного рынка;

- дать представление об эффективных методах управления медиакомпаниями, о конкурентных стратегиях медиаигроков.

Основные задачи

·                    исследовать конкурентную среду медиарынка, основы маркетинговой деятельности в медиабизнесе;

·                    освоить основные методы и системы измерения аудитории СМИ;

·                    изучить принципы формирования и максимизации целевой аудитории СМИ;

 

 

2.      Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата.

 

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах, прохождении практик:

·         Информационные технологии в издательском деле

·         Медиарынок

·         Печатные и электронные средства информации

·         Менеджмент в издательском деле

·         Маркетинг в издательском деле

·         Экономика издательского дела

·         Правовые основы издательского дела

·         Основы теории и практики распространения издательской продукции

 

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих за ней дисциплин:

·         Социология СМИ

 

3.      Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

 

В результате освоения дисциплины (модуля) у обучающихся формируется следующая компетенция и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующей компетенции:

 

Код компетенции

Результаты освоения ОП

Содержание компетенции

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

ПК-2

Способность участвовать в производственном процессе выпуска медиапродукта с применением современных редакционных технологий

  • знать:

виды и методологию маркетинговых исследований; методы и системы измерений аудитории периодических изданий

  • уметь:

анализировать конкурентную ситуацию на рынке прессы

  • владеть:

навыками разработки концепции, модели, формата периодического издания;  продвижения периодических изданий разных видов и типов на рынке.

 

ПК-1

Способность осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями разных медиа

знать:

- теорию маркетинга;

- основные процессы формирования товарной, ценовой, дистрибьюторской и коммуникационной политики СМИ;

уметь:

- использовать методы маркетинговых исследований для изучения рынка СМИ; 

- выявлять покупательский спрос на издательскую продукцию и оценивать конъюнктуру ее рынка;

владеть:

- методами маркетинговых исследований в издательском деле;

- навыками анализа конъюнктуры рынка издательской продукции;

 - методикой изучения покупательского спроса на издательскую продукцию;

- методикой формирования репертуара (ассортимента) СМИ.

 

4. Структура и содержание дисциплины.

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы ( 72 академических часа). Очное отделение: 72 часа, из них 54 часа – самостоятельная работа студентов. Дисциплина изучается на 4 курсе в 8 семестре (9 недель): лекции – 1 час в неделю (9 часов), практические занятия – 1 час в неделю (9 часов).

Очно-заочное отделение: 72 часа, из них 54 часа – самостоятельная работа студентов. Дисциплина изучается на 4 курсе в 8 семестре (9 недель): лекции – 1 час в неделю (9 часов), практические занятия – 1 час в неделю (9 часов).

 

 

Содержание разделов дисциплины

 

1. Маркетинг в системе управления медиакомпаниями

 Введение: Общая характеристика курса – предмет, объект изучения, задачи, его назначение для овладения профессией редактора. Связь курса с другими учебными дисциплинами. Рекомендуемые источники, учебная литература, дополнительные материалы.

Планирование маркетинга. Цели маркетинга. Общая стратегия маркетинга. Ценообразование. Тактика реализации продукта. Политика послепродажного обслуживания и предоставления гарантий. Реклама и продвижение товара на рынок. План продаж. Оценка рынка сбыта.

Системный анализ внешней и внутренней среды медиакомпании, отрасли и конкурентной ситуации. PEST-анализ. SWOT-анализ. Маркетинговые исследования в медиаиндустрии.

 

2. Методы разработки стратегий медиакомпаний в конкурентной ситуации

Виды конкурентного преимущества в медиаиндустрии. Контент как конкурентное преимущество медиакомпаний. Управление   контентом. Стратегии производства и закупки контента. Маркетинговые стратегии продвижения, продажи и дистрибуции контента. Борьба за аудиторию в условиях фрагментированного рынка. Реализация стратегий медиакомпаний на аудиторном рынке.

 

3.  Стратегии максимизации прибыли медиакомпаний

Оптимизация трансформация бизнес-моделей медиапредприятий в эру мультимедийности и цифровых технологий.

                      

4 . Медиаизмерения – как база для рекламных продаж

Роль исследований для медиаиндустрии и рекламы. История развития исследований. Основные методы и методики исследований аудитории СМИ. Исследовательские проекты. Исследовательские компании. Специфика исследований для разных СМИ.

 

5.      Организация системы дистрибуции маркетинговых коммуникаций для продвижения рекламных и спонсорских услуг СМИ.

Виды маркетинговых коммуникаций и возможности их использования для продвижения рекламных и спонсорских услуг.

 

 

5. Образовательные технологии.

 

Методика преподавания дисциплины «Маркетинговые исследования медиарынка» и реализация компетентностного подхода в изложении и восприятии материала предусматривает использование следующих активных и интерактивных форм проведения групповых, индивидуальных, аудиторных занятий  в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся:

участие в «круглых столах» (в рамках практических занятий);

участие в мастер-классах специалистов отрасли;

работа в команде при выполнении отдельных заданий.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

 

В процессе обучения используются следующие оценочные формы самостоятельной работы студентов, оценочные средства текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций – указаны в приложении 3.

 

6.1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

 

 

6.1.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

Код компетенции

Результаты освоения ОП

Содержание компетенции

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

ПК-2

Способность участвовать в производственном процессе выпуска медиапродукта с применением современных редакционных технологий

  • знать:

виды и методологию маркетинговых исследований; методы и системы измерений аудитории периодических изданий

  • уметь:

анализировать конкурентную ситуацию на рынке прессы

  • владеть:

навыками разработки концепции, модели, формата периодического издания;  продвижения периодических изданий разных видов и типов на рынке.

 

ПК-1

Способность осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями разных медиа

знать:

- теорию маркетинга;

- основные процессы формирования товарной, ценовой, дистрибьюторской и коммуникационной политики СМИ;

уметь:

- использовать методы маркетинговых исследований для изучения рынка СМИ; 

- выявлять покупательский спрос на издательскую продукцию и оценивать конъюнктуру ее рынка;

владеть:

- методами маркетинговых исследований в издательском деле;

- навыками анализа конъюнктуры рынка издательской продукции;

 - методикой изучения покупательского спроса на издательскую продукцию;

- методикой формирования репертуара (ассортимента) СМИ.

 

 

В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин, практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса.

 

 

6.1.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения дисциплины (модуля), описание шкал оценивания

 

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю).

 

ПК-2 - способность участвовать в производственном процессе выпуска медиапродукта с применением современных редакционных технологий

Показатель

Критерии оценивания

2

3

4

5

  • знать:

виды и методологию маркетинговых исследований; методы и системы измерений аудитории периодических изданий

 

Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

видов и методологии маркетинговых исследований; методов и систем измерений аудитории периодических изданий.

 

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  видов и методологии маркетинговых исследований; методов и систем измерений аудитории периодических изданий.

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний  по ряду показателей.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний: видов и методологии маркетинговых исследований; методов и систем измерений аудитории периодических изданий,

но допускаются незначительные ошибки, неточности.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний: видов и методологии маркетинговых исследований; методов и систем измерений аудитории периодических изданий, свободно оперирует приобретенными знаниями

 

  • уметь:

анализировать конкурентную ситуацию на рынке прессы

 

Обучающийся не умеет или в недостаточной степени умеет анализировать конкурентную ситуацию на рынке прессы

 

 

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих умений:  анализировать конкурентную ситуацию на рынке прессы.

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность умений по ряду показателей.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих умений: анализировать конкурентную ситуацию на рынке прессы.

Умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

 

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих умений: анализировать конкурентную ситуацию на рынке прессы.

Свободно оперирует приобретенными умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.

 

  • владеть:

навыками разработки концепции, модели, формата периодического издания;  продвижения периодических изданий разных видов и типов на рынке.

 

Обучающийся не владеет или  в недостаточной степени владеет

навыками разработки концепции, модели, формата периодического издания;  продвижения периодических изданий разных видов и типов на рынке.

 

Обучающийся владеет навыками разработки концепции, модели, формата периодического издания;  продвижения периодических изданий разных видов и типов на рынке.

в неполном объеме, допускаются значительные ошибки.

Обучающийся частично владеет навыками разработки концепции, модели, формата периодического издания;  продвижения периодических изданий разных видов и типов на рынке.

 Навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся в полном объеме владеет навыками разработки концепции, модели, формата периодического издания;  продвижения периодических изданий разных видов и типов на рынке, свободно применяет полученные навыки в ситуациях повышенной сложности.

 

ПК-1 – способность осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями разных медиа

Показатель

Критерии оценивания

2

3

4

5

знать:

теорию маркетинга;

основные процессы формирования товарной, ценовой, дистрибьюторской и коммуникационной политики СМИ

 

Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

теории маркетинга;

основных процессов формирования товарной, ценовой, дистрибьюторской и коммуникационной политики СМИ

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:

теории маркетинга; основных процессов формирования товарной, ценовой, дистрибьюторской и коммуникационной политики СМИ. Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний  по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний: теории маркетинга;

основных процессов формирования товарной, ценовой, дистрибьюторской и коммуникационной политики СМИ, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

 

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний: теории маркетинга;

основных процессов формирования товарной, ценовой, дистрибьюторской и коммуникационной политики СМИ, свободно оперирует приобретенными знаниями.

 

уметь:

использовать методы маркетинговых исследований для изучения рынка СМИ;

выявлять покупательский спрос на издательскую продукцию и оценивать конъюнктуру ее рынка

 

Обучающийся не умеет или в недостаточной степени умеет надлежащим образом использовать методы маркетинговых исследований для изучения рынка СМИ;

выявлять покупательский спрос на издательскую продукцию и оценивать конъюнктуру ее рынка.

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих умений: надлежащим образом использовать методы маркетинговых исследований для изучения рынка СМИ;

выявлять покупательский спрос на издательскую продукцию и оценивать конъюнктуру ее рынка. Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность умений по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании умениями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих умений: надлежащим образом использовать методы маркетинговых исследований для изучения рынка СМИ;

выявлять покупательский спрос на издательскую продукцию и оценивать конъюнктуру ее рынка. Умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе умений на новые, нестандартные ситуации.

 

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих умений: надлежащим образом использовать методы маркетинговых исследований для изучения рынка СМИ;

выявлять покупательский спрос на издательскую продукцию и оценивать конъюнктуру ее рынка.

Свободно оперирует приобретенными умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.

 

владеть:

методами маркетинговых исследований в издательском деле;

навыками анализа конъюнктуры рынка издательской продукции;

методикой изучения покупательского спроса на издательскую продукцию;

методикой формирования репертуара (ассортимента) СМИ

Обучающийся не владеет или  в недостаточной степени владеет  методами маркетинговых исследований в издательском деле;

навыками анализа конъюнктуры рынка издательской продукции;

методикой изучения покупательского спроса на издательскую продукцию;

методикой формирования репертуара (ассортимента) СМИ.

Обучающийся владеет методами маркетинговых исследований в издательском деле;

навыками анализа конъюнктуры рынка издательской продукции;

методикой изучения покупательского спроса на издательскую продукцию;

методикой формирования репертуара (ассортимента) СМИ в неполном объеме, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность владения навыками по ряду показателей. Обучающийся испытывает значительные затруднения при применении навыков в новых ситуациях.

Обучающийся частично владеет методами маркетинговых исследований в издательском деле;

навыками анализа конъюнктуры рынка издательской продукции;

методикой изучения покупательского спроса на издательскую продукцию;

методикой формирования репертуара (ассортимента) СМИ. Навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе навыков на новые, нестандартные ситуации.

 

Обучающийся в полном объеме владеет методами маркетинговых исследований в издательском деле;

навыками анализа конъюнктуры рынка издательской продукции;

методикой изучения покупательского спроса на издательскую продукцию;

методикой формирования репертуара (ассортимента) СМИ, свободно применяет полученные навыки в ситуациях повышенной сложности.

 

 

Форма промежуточной аттестации: зачет.

Промежуточная аттестация обучающихся в форме зачёта проводится по результатам выполнения всех видов учебной работы, предусмотренных учебным планом по данной дисциплине (модулю), при этом учитываются результаты текущего контроля успеваемости в течение семестра. Оценка степени достижения обучающимися планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) проводится преподавателем, ведущим занятия по дисциплине (модулю) методом экспертной оценки. По итогам промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено».

 

Шкала оценивания

Описание

Зачтено

Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Студент демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков, приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.

Не зачтено

Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Студент демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков, приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, студент испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.

 

 

Фонды оценочных средств представлены в приложении 2 к рабочей программе.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

7.1. Основная литература:

1)    Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой доклад [Электронный ресурс] / под ред. В.В. Григорьева. – Москва: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016. – Режим доступа: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/pechat.html (дата обращения: 22.06.2016)

2)   Веденьков, И.Б. Маркетинговые исследования и маркетинговые информационные системы в компании / И.Б. Веденьков. - М. : Лаборатория книги, 2012. - 132 с. - ISBN 978-5-504-00575-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.knigafund.ru/books/192307

3)   2. Сафронова, Н.Б. Маркетинговые исследования : учебное пособие / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 294 с. : ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-01470-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.knigafund.ru/books/199296

8.2. Дополнительная  литература

1.    Интернет в России: состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой доклад [Электронный ресурс] / под ред. К.Р. Казаряна. – Москва: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016. – Режим доступа: http://fapmc.ru/slabovid/activities/reports.html (дата обращения: 22.08.2016)
2.    Радиовещание в России в 2016 году: состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой доклад [Электронный ресурс] / под ред. О.Я Ермолаевой. – Москва: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016. – Режим доступа: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/radio.html (дата обращения: 22.08.2016)

3.    Российская полиграфия: состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой доклад [Электронный ресурс] / под ред. В.В. Григорьева. – Москва: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016. – Режим доступа: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/poligrafiya.html (дата обращения: 22.06.2016).

4.    Телевидение в России в 2015 году: состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой доклад [Электронный ресурс] / под ред. Е.Л. Вартановой. – Москва: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016. – Режим доступа: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/television-in-russia.html (дата обращения: 22.08.2016).

5.     Нетёсова, А.В. Маркетинговые исследования : учебно-практическое пособие / А.В. Нетёсова. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 172 с. - ISBN 978-5-374-00504-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.knigafund.ru/books/185350

6.     Титова, В.А. Проведение маркетинговых исследований за семь дней : учебное пособие / В.А. Титова, М.Е. Цой ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Новосибирский государственный технический университет. - Новосибирск : НГТУ, 2011. - 80 с. - ISBN 978-5-7782-1616-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.knigafund.ru/books/186657

7.3. Программное обеспечение

Microsoft Office Стандартный 2007 (word, excel, powerpoint).

7.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

сайт Российской книжной палаты – www.bookchamber.ru

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1.      Лекционная аудитория, оснащенная проектором для демонстрации слайдов, экраном и звуковым  комплексом (учебный корпус, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Спасская,  д.4/6; ауд. 4307; 4206);

2.      Переносной проектор для демонстрации слайдов при чтении лекций (BENQ);

3.      Ноутбук для демонстрации слайдов при чтении лекций (существующие альтернативы: ASUS, ACER, HP);

4.      Аудитории для проведения практических занятий (учебный корпус, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Садовая–Спасская,  д. 4/6; ауд. 4307, 4206, 4302, 4303);

9.  Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Изучение дисциплины предполагает посещение лекций и практических занятий. Аудиторная работа дополняется самостоятельной работой, носящей исследовательский и творческий характер. Перед посещением каждой лекции и практического занятия необходимо ознакомиться с рекомендованными источниками. В ходе практических занятий планируются выступления студентов с электронными презентациями результатов выполнения творческих заданий и их совместное с преподавателем обсуждение. 

Практические занятия, посвящённые анализу текущей ситуации (основных трендов и прогнозов) на отечественном рынке периодических изданий, проводятся на базе статистических кейсов в дискуссионной форме, в формате «круглых столов».

По курсу сдается зачёт, допуск на который получают студенты, успешно выполнившие все задания, предусмотренные рабочей программой.