Курс создан для изучения студентами направления 54.05.03 «Графика». Он содержит 2-й модуль профилирующей дисциплины «Композиционное проектирование» и посвящен теме «Основы типографики». Студенты смогут изучить базовые вопросы, связанные с использованием наборного шрифта. Прежде всего — изучить его образные и пластические возможности и научиться управлять зрительным восприятием средствами типографики. 

Типографика является общей основой для всех областей графического дизайна и медийных информационных средств. Овладение материалами этого курса представляет основу профессиональной грамотности художников и дизайнеров самого широкого профиля.

Курс 828 часов

Модуль 72  часа

ЭОР 16 часов


ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

В результате освоения образовательной программы обучающийся должен 

  • обладать знаниями основных принципов типографики как процесса художественного формообразования в искусстве печатной графики и визуальных коммуникаций
  • способностью пользоваться архивными материалами и другими современными источниками информации, включая компьютерные технологии, при изучении исторических и современных образцов типографского искусства
  • применять на практике основные принципы типографики, создавая произведения печатной графики и визуальных коммуникаций
  • владеть современными компьютерными средствами, обеспечивающими высокий уровень работы с массивом текста и отдельными надписями


СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КУРСА 

Решение функциональных и образных задач посредством наборного шрифта. Шрифт (наборный знак) как изобразительный элемент, образные и пластические возможности наборного шрифта. Элементы типографики. Анализ набора с точки зрения цветности, веса, пространственности, цельности. Особенности зрительного восприятия наборного текста, управление зрительным восприятием средствами типографики.

1. Введение в темы раздела.
Определение основных понятий, взаимосвязь явлений.

Общее понятие «Типографика». Типографика как инструмент решения функциональных и образных задач. Микро- и макротипографика.

2. Понятие «Типографика».

Различные формулировки понятия «Типографика». Представление о ключевой роли явления «типографика» в графическом дизайне. Элементы типографики. 

3. Образные и пластические возможности наборного шрифта.
Шрифт (наборный знак) как изобразительный элемент: пропорции, ритм, цвет; контрформа. Гарнитуры и супергарнитуры, начертанияВыразительные возможности наборного шрифта.

4. Особенности зрительного восприятия наборного текста.

Формы организации наборного текста. Форма и контрформа. Пробельные элементы высокого набора. Исходный текст и ритмическая организация издания

5. Композиция в типографике. Акцидентные надписи, массив текста.
Понятие «композиция» в типографике. Инструменты создания и управления типографической композицией.

6. Масштаб и размер в типографике
Дистанция восприятия. Оптические эффекты, связанные с размерно-масштабными характеристиками, и возможности их корректировки. Инструменты управления восприятием.

7. Акцидентная надпись: управление образными и пластическими характеристиками. Форма, контрформа, графические рифмы.
Понятия «акциденция», «надпись», «логотип». Выстраивание логической цепочки «Смысл-образ-форма». Формулирование творческой задачи. Основные инструменты решения формальных и образных задач.

8. Массив наборного текста: управление образными и пластическими характеристиками. Фактура, цвет, форма, масштаб.
Понятие «массив текста». Выстраивание логической цепочки «Смысл-образ-форма». Формулирование творческой задачи. Основные инструменты решения формальных и образных задач.